Ли Цинчжао
(1084-1155)
китайская поэтесса времен династии Сун
Родилась в образованной семье и выросла в атмосфере любви к искусству. Её отец был учёным, кроме того, ярко проявил себя в поэзии. Мать получила блестящее образование. В их доме часто собирались ценители искусства. В семье с детства развивали литературные и художественные таланты Ли Цинчжао, она уже в детстве начала сочинять стихи. Её первые опыты были тепло встречены известными в то время поэтами.
Замуж вышла по любви в 19 лет за талантливого художника, искусствоведа Чжао Минчэна. Молодых людей связывало не только чувство, но и общие интересы. Жизнь супругов омрачали лишь частые отъезды Чжао Минчэна по делам государственной службы. Поэзия Ли Цинчжао тех лет проникнута грустью расставаний и ожиданием встреч. Супруги, находясь в разлуке, нередко обменивались письмами в стихах.
Однако в 1127 году в стране произошли трагические события. В Китай вторглись племена чжурчжэней, император был взят в плен, а столица Бяньцзин пала. Многим жителям пришлось покинуть родные места. Горечь изгнания изведала и Ли Цинчжао. Начались годы скитаний в чужих краях. Во время одного из переездов от тяжелой болезни умирает Чжао Минчэн.
Пережитая утрата наложила отпечаток на дальнейшее творчество поэтессы. В лирике появилось больше боли, тёмных красок. Поэтическая речь стала строже. После долгих скитаний, уже на закате жизни, Ли Цинчжао поселилась в уединении. Она не искала славы, сторонилась шума – современники даже прозвали её отшельницей.
Выдающаяся китайская поэтесса создала множество стихотворений, редких по изяществу и глубине. Круг их тем значителен – это и красоты природы, и сокровенные мечты, и размышления о предназначении человека. Сборник получил выразительное название – «Строфы из гранёной яшмы». В лирических миниатюрах законченность формы сочетается с некоторой недосказанностью. Читатель как будто оказывается внутри картины, где перед ним предстаёт удивительный мир.
В своём творчестве Ли Цинчжао часто обращалась к жанру, получившему название цы. Его особенность в том, что стихи сочинялись на известные мелодии. Музыкальная основа, на которую накладывался поэтический текст, определяла его ритм, длину строк, рифму и другие нюансы.