Биография Елены Гуро

Елена (Элеонора) Гуро

(1877-1913)

Поэтесса, прозаик, художница-кубофутуристка.

Родилась Елена Генриховна Гуро в Петербурге. По отцовской линии она происходила из рода маркизов де Мерикур, которые, бежав от французской революции 1789 г., перебрались в Россию. Отцом Елены был полковник (позже – генерал-лейтенант) Генрих Гельмут Гуро, секретарь штаба Петербургского военного округа и войск гвардии.

Детские годы Гуро прошли в псковской деревне Новоселье. В восьмилетнем возрасте она начала рисовать, сочинять стихи и вести дневник. В 1890 г. поступила в Рисовальную школу при Императорском обществе поощрения художеств.

В 1903-05 гг. посещала студию художника импрессионистического толка Я. Ф. Ционглинского. Там она познакомилась с талантливым музыкантом и живописцем, а впоследствии и теоретиком искусства М. В. Матюшиным, ставшим вскоре ее другом и единомышленником. В 1906-07 гг. они вместе посещают художественную школу Е. Н. Званцевой, где преподавали такие мастера модерна, как М. В. Добужинский и Л. С. Бакст. Истоки творчества Гуро можно найти и в символизме В. Э. Борисова-Мусатова и М. А. Врубеля, которых она глубоко почитала.

В истории русского авангарда нет другого такого художника, для которого литература, поэзия и живопись были бы так неотторжимо слиты, как это было у Гуро. О ней нельзя говорить только как о художнике или как о поэте, авторе дневников или же катализаторе художественных идей. Она не создала системы или школы, не попала в силки какой-либо, пусть собственной, художественной платформы, но взгляды и личность Гуро оказывали влияние на художников и поэтов, окружавших ее, и во многом определяли концепции по крайней мере двух художественных группировок – “Союза молодежи” и “Гилей”.

Стоит выделить несколько периодов в творчестве художницы, определяемых направлениями ее исканий: до 1906 г. – ученичество, впитывание и переосмысление импрессионизма, “мирискуснической” стилистики (оформление совместно с Н. Любавиной книги “Шарманка”) 1906-07 гг. – символические стилизации (“Рост и движерезультат или делание. Она возвела этюдность, незавершенность, фрагментарность в ранг самостоятельных качеств, присущих творческому акту, а значит, и плоду его – произведению. Гуро делала сначала этюд общей формы, например дерева или кошки, часто сразу кистью, одновременно следя за изменчивостью натуры во времени и стилизуя ее, то есть приближаясь к сути объекта. Затем изображала часть объекта: ствол дерева или голову кошки, стараясь не потерять характерности целого. И наконец, фрагмент – кора дерева, лапа кошки, – в котором, как в семени, сохранялось все дерево или животное.

Для живописи Гуро характерны светлые, прозрачные тона. Так, об одном из ее портретов Вяч. Иванов сказал, что здесь дано “новое Я, абсолютно проницаемое для света”. Работая красками, Гуро занялась поисками соотносимости звуков с цветом и цвета с музыкой.

Одновременно с картинами, этюдами, иллюстрациями Гуро создавала стихи, пьесы, вела дневниковые записи. Последние, являясь своеобразным словесным подстрочником ее живописи, поэзии и жизни души, обладают совершенно самостоятельной литературной ценностью. Слово, линия, цвет, музыка – соприродны, утверждает Гуро, ибо имеют общий исток и соединяются вновь в интуитивном прозрении.

В 1909 г. Гуро и Матюшин основали в Петербурге издательство “Журавль” и в этом же году стали инициаторами создания общества художников “Союз молодежи” – одной из основных новаторских группировок русского авангарда. Авторитет “проповедника нового” имела Гуро и у поэтов группы “Гилея” В. Хлебникова и А. Е. Крученых.

Елена Гуро, единственная поэтесса в «мужском» движении кубофутуристов, не похожая ни на кого из современников, оставила яркий след в истории русского авангарда. Пенсии, которую Елена получала после его смерти, было достаточно для финансирования коллективных футуристических сборников и изданий собственных книг, а ее дом на Песочной стал в начале 1900-х годов своеобразной «штаб-квартирой» футуристов. Она была одаренной художницей и дебютировала как иллюстратор книг, участвовала в выставках авангарда. В 1980 г. поступила в школу «Общества поощрения художеств» (там встретилась с поэтом, композитором, художником М. Матюшиным, ставшим впоследствии ее мужем); в 1900-е годы училась у Л. Бакста и М. Добужинского.

Первая книга рассказов, стихов и пьес «Шарманка» вышла в 1909 г. – и осталась нераспроданной; Елена Гуро рассылала ее в библиотеки тюрем. Гуро смогли оценить сразу лишь самые искушённые и тонкие читатели – А. Ремизов, Вяч. Иванов, А. Блок, В Хлебников, Малахиева-Мирович, а любовь и слава пришли к ней посмертно, когда друзья поэтессы издали коллективный сборник «Трое» (с иллюстрациями К. Малевича и предисловием М. Матюшина – он был задуман еще при жизни Гуро) и самую замечательную ее книжку «Небесные верблюжата» (начало 1914 г.). Эти книги, и еще четвертую – «Осенний сон» (пьеса с рисунками Е.Гуро и нотами скрипичной сюиты М. Матюшина, их совместное прощальное издание за год до смерти Елены), Михаил Матюшин положил в сундучок-скамейку у могилы поэтессы: для читателей и почитателей, которых с каждым годом становилось все больше.

“Нежный и застенчивый” язык лирических фрагментов удивительно совпадает с эскизным характером графики Елены Гуро, а все ее творчество – и литературное, и художественное – неразрывно сливается с образом хрупкой болезненной женщины, похожей на раненую птицу, неведомо откуда залетевшую в холодный северный город, и недолго певшую на своем — детском ли, птичьем ли языке.

На живопись Гуро оказали влияние символизм М. Врубеля и В. Борисова-Мусатова. Художница увлекалась также неоимпрессионизмом и была членом импрессионистской группы Н. Кульбина.
Цветовые эксперименты, проводимые Гуро, во многом стали основой научной теории цвета, разработанной М. Матюшиным и его учениками в начале 1920-х гг.

Гуро изучала теорию стиха, увлекалась символизмом, высоко ценя поэзию Блока и Андрея Белого. Первая публикация рассказов Гуро состоялась в 1905 г., а в 1909 г. вышла первая ее книга стихов и рассказов «Шарманка». С 1910 г. Гуро сблизилась с футуристами. Была знакома с В. Маяковским, Д. Бурлюком, В Каменским. Входила в состав «Гилеи». Принимала участие в футуристических изданиях («Садок судей», «Трое»).

В 1912 г. в Петербурге была издана вторая книга Гуро – «Осенний сон» (в нее вошли одноименная пьеса, стихи и проза), в которой нашла отражение одна из главных тем ее творчества – миф о «незабвенном В.В. Нотенберге», ее «воздушном сыне», якобы умершем во младенчестве. Гуро настолько вжилась в этот миф, что заставила поверить в это многих из своего близкого окружения. Отголоски этого мифа слышны и до сих пор – в некоторых литературоведческих работах говорится о том, что Елена Гуро – всего лишь псевдоним, а настоящее имя поэтессы – Элеонора фон Нотенберг.

Елена Гуро умерла от лейкемии в усадьбе Уусикиркко в Финляндии (ныне – пос. Поляны Выборгского р-на) 23 апреля (6 мая) 1913 г.

Уже после смерти поэтессы, в 1914 г., в Петербурге была издана лучшая книга Гуро – «Небесные верблюжата».