Оригинал материала находится по адресу:
nurpeisov.com/2009/03/08/dina-nurpeisova/
Выдающийся представитель традиционного искусства, композитор и исполнитель, ученица великого Курмангазы, народная артистка КазССР. Родилась в 1861 в местечке Бекетай-Кум ныне Уральской облости, умерла 31 янв. 1955 в Алма-Ате. Игре на домбре обучалась у своего отца; ее учителем был также Курмангазы. Творчество Дины смыкает прошлое с современностью. В этом смысле ее творческий путь представляет собой своего рода переходный этап, связующее звено между классическим прошлым и современным состоянием домбровой музыки. Данный переходный этап характеризуется сложностью и противоречивостью, он отмечен крупными событиями в общественно-политической жизни народа (освободительное движение 1916 года, революция, Великая Отечественная война, послевоенный восстановительный период). Дина, начав свою деятельность в окружении любимых учителей и наставников, прошла через все эти испытания, и в мирное послевоенное время как бы из рук в руки передала великое достижение классиков домбрового искусства. В своих интерпретациях Дина точно сохраняла темы кюев, все особенности формы, но в то же время она драматизировала все музыкальные образы и исполняла кюи в присущей ей яркой, виртуозной, психологически напряженной манере, ломая присущую кюям у равновешенность, делая их ритмически-обостренными, темпово-неустойчивыми, с более активным развитием. Долгую и трудную жизнь прожила Дина. Но никакие лишения не могли сломить эту гордую и мужественную женщину. Несмотря на трудности, Дина никогда не оставляла своего “старого друга” – домбру. Всю жизнь она совершенствовала свою игру, достигнув того высочайшего мастерства, которое позволяет по словам очевидцев, говорить о ее непревзойденной домбровой технике. Сочинения Дины стали классикой казахской домбровой музыки: кюи – “Булбул”, “Коген туп”, “Байжума”, “16 жыл”, “Асем коныр”, “Той бастар”, “Наказ матери”, “Сауыншы”, “8 Марта” и другие.
Дина Нурпеисова
Сильные впечатления оставили в сознании Дины Нурпеисовой события 1916 года, когда царское правительство решило мобилизовать на тыловые работы мужчин от 18 до 43 лет из числа жителей национальных окраин – тех, кого называли тогда “инородцами”. Во многих местах Казахстана вспыхнули восстания против “реквизиции” – так официально называлась эта мобилизация. Повстанцы выступали и против эксплуатации трудящихся феодальным байством, которая усилилась во время мировой войны. Мобилизация показала казахским трудящимся, что местные баи и феодалы являются для них не менее беспощадным врагом, чем царизм. Детей баев, мулл, волостных правителей, биев, старшин не посылали на тыловые работы. Вместо них, зачастую под своими же фамилиями, баи посылали тех бедняков и батраков, которые не подлежали призыву по своему возрасту и семейному положению. Во главе восстаний оказались лучшие сыны казахского народа, такие, как Амангельды Иманов. Казахские народные акыны и композиторы не могли остаться безучастными к народному горю и гнев у. Они создали многочисленные произведения, в которых запечатлены грозные события, всколыхнувшие степь.
Несмотря на то, что карательные отряды правительства рыскали везде, жестоко подавляя восстания и наказывая их участников, в казахскую степь уже проникали слухи о том, что готовится свержение царя. Эти слухи приносили учителя, студенты, русские рабочие и солдаты, ушедшие с фронтов империалистической войны. Все лето и осень 1916 года между аулами скакали всадники, которые просили “суюнши”(подарок за сообщение добрых вестей). Они трубили на всю степь, что, мол, царя уже свергли, что Указ мобилизации на тыловые работы уже потерял силу, что будет равенство и товарищество, свобода всем!
Дина Нурпеисова
У Дины был мобилизован сын Журунбай, и она, уже в совершенстве владея к этому времени домброй, сочиняет кюй, посвященный 1916 году, и называет его “Набор”. В народе этот кюй распространен под названием “Шестнадцатый год”. В отличие от одноименных произведений других народных композиторов “Шестнадцатый год” Дины в основе своей оптимистичен, в нем нет ни жалобы, ни плача, ни уныния. В этом кюе как бы слышится топот коней восставших джигитов, песня ликующей толпы, радость людей, услышавших весть о свержении белого царя. Кюй с начала и до конца рисует силу и непримиримость восставшего народа, и лишь в некоторых местах – в рефрене – мимоходом возникают мотивы мужественного раздумья, восставших, песня всадников, скачущих, а может быть, и наступающих на врага.
Литература:
1. Дина Нурпейсова,о ней // Краткая энциклопедия: Каз. ССР.-Т.4.-Алма-Ата,1991.-с.208
2. Иванова М. Дина Нурпеисова: Их имена на карте города //Пульс.-2006.-11 мая.-с.5
3. Урастаева Г. Д. День казахской культуры, посвященный 130-летию со дня рождения Дины Нурпеисовой (1861-1955) //Астраханские казахи. История и современность: К 10-летию обл. общ. Каз. Культуры и языка «Жолдастык».-Астрахань, 2000.-с.130-136