Биографический очерк про Оно-но Комати.

Поэзия Оно-но Комати

(яп. 小野 小町, около 825 — около 900)

Оно-но Комати входит в число “шести бессмертных поэтов” начала периода Хейан и в число “тридцати шести бессмертных поэтов” Средневековья.

Дошедшая до нас история её жизни скорее легендарна, нежели достоверна. Трагическая судьба Оно-но Комати в сочетании со стихами о любви, безоглядной и печальной, произвела столь глубокое впечатление на современников, что ее имя еще при жизни сделалось достоянием мифов. Некоторые считают её внучкой поэта Оно Такамура. Согласно другим сведениям, она была придворной дамой императора Ниммё (810-850). Считается, что расцвет её творчества приходится на годы его правления (833-850). Она стала героиней многочисленных легенд, очевидно, благодаря своей красоте и поэтическому таланту. “Комати славится не только как поэтесса, она знаменита на все века как образец дивного сочетания женской красоты и поэтического искусства”, – писал академик Н.И.Конрад. Самыми достоверными свидетельствами о её жизни являются Предисловие к антологии “Кокинвакасю” и прозаические вступления к её собственным пятистишиям. В Предисловии к данной антологии Ки-но Цураюки писал о ней следующее: “Оно-но Комати подобна жившей в стародавние времена принцессе Сатори. В песнях её много чувства, но мало силы. Словно запечатленное в стихах томление благородной дамы”.

О значимости ее поэтического творчества свидетельствует хотя бы тот факт, что знаменитый поэт Ки-но Цураюки, составитель первой официальной антологии японской поэзии «Кокинсю», причислил ее к созвездию «шести бессмертных поэтов» (роккасэн).

Из 118 известных ее стихотворений 80 относят к числу величайших шедевров японской литературы. Они посвящены вечным темам человеческого бытия — несчастной или неразделенной любви, изменам, разлуке, тоске. В них — сильные эмоции и глубокие чувства, но
выражены они в соответствии с традицией очень сдержанно. В ее творчестве сильно влияние буддизма, особенно амидаизма.

Оно-но Комати была не только поэтессой, но и прославленной красавицей, оставшейся на многие века символом красоты. Ее судьба послужила основой для многих литературных произведений — от средневековья до наших дней (в частности, о ней писал Мисима Юкио). Известные драматурги, работавшие для театра Но, Канъами Киэцугу (XIV в.) и Дзэами Мотокиё (XIV–XV вв.) посвятили ей пять пьес.

О Комати можно прочитать и в книге Сэй Сенагон “Записки у изголовья” (X в.), где о ней говорится в связи с историей смерти принца Фу-ку-Кеси – первого любовника Комати. Оно-но потребовала у любимого за одну ночь с ней заплатить еще 99-ю ночами подряд. Фу-ка-Кеси скончался от разрыва аорты, не дотянув одной ночи до ста обещанных…