Биографическая статья о Надежде Павлович

29 сентября 1895 года родилась Надежда Александровна Павлович.

Росла на севере России, родившись на Лифляндской губе, училась на Псковщине. Первые стихи ее увидели свет в газете псковской гимназии «Псковская жизнь» (1911 г.). Страстное желание продолжить образование побудило молодую девушку ехать в столицу. Павлович становится слушательницей Высших женских курсов в Москве, затем участником литературного кружка при журнале «Млечный путь» (1915 г.). Войдя в литературные круги, молодая поэтесса знакомится с С. Есениным, Б. Пильняком, слушает лекции Б. Белого, ее стихи рецензирует В. Брюсов, в соавторстве с другими поэтами она пишет сценарий «Зовущие зори».

В годы гражданской войны Надежда становится секретарем Московского пролеткульта и позднее — секретарем президиума внешкольного отдела наркомпроса. В эти годы она работает под руководством Брюсова, наставниками ее поэтического творчества становятся В. Иванов и А. Белый. Часто встречается она и с А. Блоком, который укрепил ее в правильности выбранного пути. Павлович еще при жизни поэта пишет посвященные ему стихи: «Мне снилось, ты гибнешь в жестоком бою…», «Поэма», в которых Блок воспет как личность, как художник.

В стихах 20-х годов Павлович предстает человеком с богатым внутренним миром, насыщенным тревогами и сомнениями, высоким накалом чувств. Творчество поэтессы критики рассматривали как следующее блоковской традиции, близость ее стихов — стихам А. Ахматовой и М. Цветаевой, традициям русской женской поэзии. «В тишине непоправимой…», «Золотые ворота на белом снегу…», «И опять от меня отступили…» — эти стихи перекликаются с произведениями Ахматовой, с которой поэтесса была знакома лично.

В отдельных стихах Павлович создает образ погибающей и воскресающей России, спасающей свою душу в недрах народных преданий. В 1923 году, оставив литературную деятельность, поэтесса уходит в Оптину пустынь, где становится послушницей отца Нектария, последнего хранителя разоренной святыни.

«Так вот моя слава, И вот мой покой Над тихой и древней Калужской рекой», — обретя душевное равновесие и умиротворенность, поэтесса вновь возвращается к литературе. Она издает книги для детей.

На протяжении всей жизни Надежда Павлович возвращается к воспоминаниям о Блоке, его творчестве. Ею написана поэма «Воспоминания об Александре Блоке» (1939-1946 гг.) — довольно достоверное описание эпизодов жизни поэта в 1920-1921 годах. Особое место в творчестве Павлович в 60-е годы занимают место «Воспоминания о Блоке», где вновь воспроизводятся отдельные эпизоды жизни поэта, однако описанные более детально и уже в прозаическом варианте.

В годы Великой Отечественной войны публикуются два сборника патриотических стихов Н. А. Павлович, она активно занимается переводами. Наиболее известны и удачны ее переводы с латышского стихов Я. Райниса.

Красочные, яркие и сочные образы писателей и поэтов, с которыми встречалась Павлович, предстают перед нами в цикле «Современники», куда вошли стихи, посвященные М. Горькому, В. Брюсову, В. Иванову, А. Ахматовой, С. Есенину. Талантливо написан цикл стихов «Пушкин в Михайловском». Разнообразие творчества Павлович проявляется в ее критических статьях «Поэты пролеткульта (1921 г.)», «Письмо из Петербурга: Петербургские поэты» (1922 г.), «Московские впечатления: Письмо из Москвы» (1922 г.).

Воспоминания о далеком детстве, об отрочестве, прошедшем на Псковщине, звучат в цикле стихов «В родном Пскове», написанном в 1963 году. В 1966 году выходит книга стихов «Думы и воспоминания». В 1977 — сборник стихов «Сквозь долгие годы: Избранные стихи». Это был последний прижизненный сборник.

Умерла Надежда Александровна Павлович 3 марта 1980 года в Москве.

Все последние годы она писала религиозно-духовные стихи. Некоторые из них опубликованы после ее смерти. В этих стихотворениях развиваются мотивы покаяния, очищения, мотивы бессонной совести; но основное содержание их — умудренность, ясность и покой просветленной души, нашедшей наконец смысл жизни:

«И золотая Купина
В пустыне зацвела,
И входит в сердце тишина,
Прозрачна и светла»

(стихотворение «Причащение»).