Вийви Луйк – видная эстонская писательница и поэтесса, яркая представительница послевоенной эстонской литературы.
Родилась 6 октября 1946 г. в деревне Тяняссилма Вильяндис-кого уезда (Юго-Запад Эстонии). Стихи начала писать с детства. Первое опубликованное стихотворение в 1962 г. было посвящено природе. В 1965 г. переехала в Таллинн, где в 1965-67 гг. училась в заочной средней школе, одновременно работая библиотекарем. Так что свой дебютный поэтический сборник «Праздник облаков» (1965) Вийви издала, формально ещё будучи школьницей…
Известность к юной поэтессе пришла уже со вторым поэтиче-ским сборником – «Ветер поднебесья» (1966), с 1967 г. – она профессиональный литератор, с 1970 г. – член Эстонского от-деления Союза писателей СССР. Следующие поэтические сборники В. Луйк – «Продавец песен» (1968), «Голос» (1968), «Будь, где ты есть» (1971) подтвердили её поэтический дар и упрочили её роль новатора в эстонской поэзии.
Поэтическую манеру Вийви тех лет отличала «особая нежность и романтическая хрупкость». Новаторство же по-этессы состояло в предельной лаконичности, заимствованной из японского жанра хокку, ставшего весьма популярным в эс-тонской поэзии второй половины 1960-х гг. Именно В. Луйк, по оценкам критиков, добилась в этой технике, называемой тогда «ассоциативной», «особой выразительности».
Простота и будничность – основа поэзии Вийви 1970-х гг. В 1973-79 гг. поэтесса издаёт десять сборников. Её стихи перево-дят на русский, публикуют в центральных журналах. Простая метрическая речь, самые будничные дела в предельно простом словесном выражении – в те года это было одной из тенденций эстонской поэзии.
С конца 1970-х – начала 1980-х гг. в стихах Луйк, как и в произведениях многих прибалтийских поэтов той поры, начинает сквозить социальная напряжённость, появляются слова протеста, всё громче и громче звучат патриотические мотивы, которые возвращаются в национальные поэзии стран Балтии. В сборнике В. Луйк «От радости тяжкой» (1982) содержатся великолепные примеры такой патриотической лирики…
Постепенно становится ясно, что Вийви своё поэтическое слово с наибольшей полнотой уже высказала, и с середины 1980-х гг. творческие интересы Луйк смещаются в пользу прозы. Её лирико-психологический роман «Седьмая мирная весна» (1985, рус. 1988) и исторический роман, посвящённый реакции эстонского общества на Пражскую весну 1968 года, «Красота истории» (1991) – получили широкое признание и были переведены на многие иностранные языки (в т.ч. и финно-угорских народов РФ).
В 1990-е и 2000-е гг., будучи женой посла Эстонской Республики в странах Европы Яака Йыэрююта (известного также и в качестве писателя), Луйк долгое время жила в Хельсинки, Берлине, Риме. (В этом смысле её судьба стал схожей с судьбой видной эстонской писательницеы Айно Каллас, супруги посла Эстонии в Великобритании Оскара Калласа в 1930-х гг.). Однако, несмотря на специфику дипломатической жизни, Луйк не бросает перо, осваивает новые для себя жанры – пишет эссе, книги для детей…
И все-таки для большинства читателей она осталась, прежде всего, поэтессой, автором многочисленных поэтических сборников. Стихами Вийви начинала свою литературную карьеру, поэтессой и вошла в историю эстонской литературы.
Тоомас Лийв,
Михаил Васьков