Анхил Марин из Ругуджа. Биографическая статья

Над вершинами гор в поднебесье
Раздалась бубнов громких игра,
И, как эхо, звенящая песня
Зазывает в село Ругуджа.
Но как смелы, как дерзки
те песни,
Что народ, воспевая, гласил
О бесстрашной и гордой горянке-
Ругуджинке Анхил Марин.

Море вечно, и вечна череда волн, выносящих на берег сказания о людях, ставших легендами своего народа, сказания, сжимающие холодным ужасом сердца людей, которые окунулись в трагические судьбы этих героев. Простая девушка из селения Ругуджа – Анхил Марин – вошла в историю Дагестана как одна из выдающихся исполнительниц собственных песен, как классик аварской поэзии. Ее звонкий голос пронесся по горам, взвился ввысь и, как сверкнувшая молния, нарушил мрачные устои патриархального общества.

Слава об этой смелой ругуджинке пронеслась по всему горному краю. И сегодня дагестанцы помнят и чтят память об этой неустрашимой горянке.

Анхил Марин родилась в 1840 году в селении Ругуджа Гунибского района в семье простого крестьянина. Дом, в котором она жила со своими родителями и сестрой, благодаря жителям села по сей день сохранил свое первозданное состояние. Практически неграмотная, она с детства проявляла себя не только как поэтесса, но и как сполнительница собственных произведений.

Она рано начала замечать неравенство и несправедливость. “Чтоб ты рухнул навеки, душный мир!”, – вскрикивала она, а сама с улыбкой смотрела на горы, небо, солнце… И улыбка ее была светла, как солнце, а глаза были ясны, как небо.
Время, когда она жила, было жестоким временем патриархальных обычаев. Особенно тяжела была доля женщины в суровом горском обществе. Она не могла уйти от опостылевшего мужа, не могла выбрать любимого. В горском фольклоре повсеместно были распространены песни-плачи, в которых изливали все накопившиеся страдания женщины. Так, например, в песне-плаче о Залму из Чоха поется, что она была убита двоюродным братом за то, что посмела в отсутствие мужа спеть песню на аульской вечеринке. В плаче о Хадижат из Салты поется, что она своим весельем на свадьбе вызвала гнев семьи и покончила собой. В плаче о девушке Патимат – что она бросилась в реку, не желая выходить замуж за нелюбимого человека.

Анхил Марин, будучи намного совершеннее своих односельчанок, не могла смириться с такой несправедливостью, ведь в ее хрупком и стройном теле текла кровь настоящей львицы, а в душе кипело возмущение, которое чеканной медью отпечатывалось в ее произведениях. Несмотря на запреты и ограничения.

Анхил Марин пробивала дорогу к справедливости своей поэзией, поднимая голос разума против жестокости, по-своему борясь за права женщин. Но то, что она стала первой вестницей в поэзии нового времени, когда общество находилось под сильным гнетом патриархальных обычаев, поэтесса просто не могла не чувствовать. Об этом она писала в своих стихах:

На кручи взлечу, поселюсь
вдалеке
От пестрых ворон и всезнающих
улиц,
На сваях жилище построю в реке,
Чтоб сплетен не слышать
кудахчущих куриц.

Дерзость ее характера проявлялась во всем: и в смелом вызове верхушке общества, и в отпоре посягавшим на ее честь. Однажды молодой юнец, не снискавший любви гордой горянки, прилюдно стал ее поносить и оскорблять. Недолго думая, Анхил Марин со всего маху ударила его бубном. Удар был таким сильным, что парень потерял сознание и умер… За этот поступок она была выслана в село Кособ Тляратинского района, где вместе со своей родной сестрой провела три года. Вернувшись на родину, Анхил Марин не успокоилась. Даже суровая ссылка не смогла укротить нрав этой гордой ругуджинки. Отправляясь к роднику за водой или по делам своих родителей, она не выпускала из рук бубен и продолжала петь свои дерзкие песни, высмеивая богачей. В своих песнях она обращалась к народу с требованием восстать против наибов. Она не уставала повторять, что нет рабства позорнее, чем рабство добровольное.

Наверное, не было ни одного человека, который бы в душе не завидовал Анхил Марин, безграмотной девушке, поражавшей своим умом и мудростью ученых мужей. Мысли рождались совершенно готовыми для стихотворной передачи, они уже сами по себе были стихами, и она выражала их, делая ощутимыми для слуха, при помощи песен. Но подчас в ней пробуждался безудержный гнев истинного сатирика, и в такие моменты из уст вырывались слова, беспощадно разоблачающие врагов. И поэтесса однажды дорого поплатилась за это. В тот страшный день наиб Хуршил Магомед, перед домом которого она пела, не смог обуздать свою ярость и ненависть, которые кипели в нем по отношению к Анхил Марин. Он приказал своим слугам схватить и казнить ее, но, привязав девушку к могильной плите, он все же устрашился казни, боясь народного гнева. Вместо этого он приказал зашить рот горянке, решив показать тем самым, что никому не позволит петь свободолюбивые песни. Но, как гласит легенда, Анхил Марин страшным усилием воли разорвала губы и плюнула в лицо тирану.

Она стала гневно обличать своего притеснителя в жестокости и несправедливости. Уходя, наиб приказал оставить ее привязанной на всю ночь. Никто не мог к ней даже близко подойти, чтобы напоить ее измученное жаждой тело водой. Со слов аксакалов, все, что происходило в тот кровавый и страшный день, истинную картину до мельчайших подробностей изобразил на своем холсте Абдурахман Асадов – художник, рожденный в этом селе и засыпавший в колыбели под песни Анхил Марин.

Сильная духом женщина не изменила своим убеждениям до конца своей жизни. Неграмотная ругуджинская девушка, которая, как и все, хотела любить и быть любимой, качать в колыбели свое дитя, выбрала иной путь – путь духовного воина, путь, который сделал ее легендой своего народа. Она, как никто другой, осознавала в себе величие человеческого духа, право на свое собственное счастье и поэтому боролась за равенство и свободу женщин. Разрывая цепи рабства, она стала олицетворением духа свободы.

После смерти поэтессы в 1917 году люди возвели над ее могилой мавзолей, сделав ее имя бессмертным, с благодарностью храня память о своей великой землячке. Чтобы стать нетлеющим в мире, надо родиться звездой, и одна из таких звезд – Анхил Марин, которая когда-то родилась высоко среди гор и скал, где солнце встречается с луной, а с неба стекают бурные реки. Песни ее как птицы разлетелись по Стране гор и дошли до наших дней. Разве можно заставить молчать песню?