Мария Полидури в статье “Греческая литература 20 в. – 1. Литература и общество”.

Мария Полидури в статье “Греческая литература 20 в. – 1. Литература и общество”.

Оригинал материала находится по адресу:
okde.livejournal.com/16412.html
Греческая литература 20 в. – 1. Литература и общество
Опубликовано: 14 июня 2007.

В ближайшее время хотелось бы посвятить несколько постов греческой литературе 20 в., особенно поэзии, поскольку в Интернете материалов на русском крайне мало, но многие интересуются. Не спорю, Кавафис, Соломос, Паламас – это наше всё, это классика, но нынешние историко-политические кондиции больше связывают нас с «поколением 30ых», с послевоенной литературой и литературой последних десятилетий. Так что я обращусь к 20му столетию. Для начала – общие сведения о новогреческой литературе.

Тотальная реорганизация греческого государства и общества, начинающаяся в 1881 г., развитие промышленности и урбанизация не могли не сказаться на развитии культуры и самого языка. В последнее десятилетие 19 в. разворачивается борьба за массовое введение димотики и изучение народной культуры. Это «возвращение к корням» совместно с западным влиянием реализма и натурализма в основном в лице Э. Золя порождает целое поколение писателей-бытовистов и «эллиноцентристов» (Пападиамантис, Каркавитцас, Визиинос, Казандзакис и др.).

Важнейшие исторические события начала 20 в. (военный переворот 1909 г., Балканские войны, Первая Мировая Война, Малоазиатская катастрофа) выносят на первый план социальные вопросы. Ведущими писателями в этом ключе становятся Феотокис и Хадзопулос. В поэзии этого периода основной темой является душевная боль и экзистенциальный конфликт с действительностью. Наиболее выразительным, пожалуй, единственным в своём роде поэтом 20ых считается Костас Кариотакис. Многие современники пытались ему подражать, но известны и самобытные поэты этого периода, напр. Мария Полидури.

В 20ых гг. устои традиционного стихосложения начинают рушится: во многих текстах ритм становится рваным, нарушается порядок рифм. В 30ых этот процесс приведёт к революции в греческой поэзии, являющейся несколько запоздалым отголоском авангардных движений в западном искусстве. Поэты «поколения 30ых» (Сеферис, Элитис, Эмпирикос, Энгонопулос, Ритцос, Вреттакос и др.) положат начало так называемой новейшей поэзии, основанной на принципах символизма и сюрреализма. Упраздняется кафаревуса, логическая последовательность, рифма, ритм, деление на строфы. Концепция стихотворения строится на ассоциациях и метафорах. Беспокойные 30ые, кризис и последствия Малоазиатской катастрофы, диктатура Метаксаса, впоследствии гитлеровская оккупация и гражданская война во многом определят стилистику большинства литературных произведений.

Таким образом, поэты и писатели 40ых, чьи настроения были близки настроениям поэтов и писателей 30ых, стали их естественными преемниками, создав при этом собственную литературную идентичность. 40ые и 50ые годы – самые драматические в новейшей истории Греции, и их опыт спровоцировал массовое обращение литераторов к социальным темам, в отличие от 30ых, когда в литература была абстрактной и несколько отстранённой от общественных перипетий и волнений. Послевоенная литература, особенно проза, отличается суровым реализмом, отображающем действительность тематически или психологически, не отвлекаясь на исторические или лирические аспекты.

Послевоенные поэты и писатели (т.е. творившие в 1945-1974) обычно подразделяются на две группы: «первое послевоенное поколение» – свидетели и участники движения Сопротивления, начавшие печататься после 1944 г., и «второе послевоенное поколение» – те, кто родился после 1940 г. и начал печататься в 60ых. Первые принадлежат к поколению, которое борется за справедливое общество без войн и лишений, экипированному теми ценностями, которые сохранила традиция. В поэзии преобладают тематика Сопротивления (напр. Анагностакис, Ливадитис), неосюрреализм (Вакало, Валаоритис, Сахтурис), метафизический экзистенциализм (Вотци, Котцирас). Вторые же, переживающие переходный период в истории, свидетели братоубийственной гражданской войны в Греции и холодной войны, продолжают творить в том же ключе, но ещё больше обращаются к экзистенциальным вопросам, приобретая ярко выраженные скептические интонации относительно общества и будущего. Это совершенно антилирическая поэзия с заметным влиянием Кариотакиса (Ангелакис, Димула, Ласкарис). Та же тенденция отмечается и в прозе, политическая тематика уступает место экзистенциальным вопросам и жизнеописаниям, нередко в ностальгическом духе. Такие писатели как Касдаглис или Хадзис остаются верны самому что ни на есть жестокому реализму с социальной точки зрения.

Диктатура чёрных полковников, вторжение турецких войск на Кипр и, с другой стороны, Красный Май и его международные отголоски, а также студенческое восстание 1973 г. дали греческому обществу почву для размышлений и ревизии ценностей, которая несомненно оказала воздействие на искусство. Оно колеблется между строгими религиозно-консервативными формами и революционно-экспериментаторскими инициативами. Несколько другим стало искусство в «неодемократических» 80ых и 90ых, во время «двухпартийной смуты» и режима Митцотакиса, мутации политических понятий демократии и либерализма, глобализационного кризиса, триумфа постмодернизма в наши дни.

Многие критики пытаются классифицировать литераторов, злоупотребляя термином «поколение»: поколение 70ых, поколение 80ых и т.д. На самом деле от 1974 г. – года свержения хунты, временной границы между историческими периодами, а значит и начала нового периода для литературы – нас отделяет достаточно небольшой промежуток времени, чтобы можно было объективно судить о течениях этих лет, тем более что их эволюция продолжается по сей день. Деление на поколения и категории в любом случае весьма условно – тем более что большинство поэтов относится одновременно ко многим из них, но поскольку для правильного восприятия произведений искусства важно учитывать, когда и в каких исторических условиях они были созданы, определение общих точек отсчёта может облегчить задачу.