Зоя Береговая – автор бюста Дины Нурпеисовой. Фотодокумент

Зоя Израилевна Береговая родилась в г. Луганске (1914-1998). В 19 лет поступила в Луганский художественный техникум (на скульптурное отделение), который успешно окончила в 1938 году.

После окончания техникума некоторое время в Черниговском дворце пионеров вела кружок лепки. Затем работала в Экспериментальной мастерской при Дворце Советов (Москва) под руководством известного скульптора Е. Вучетича, а также на Мытищенской скульптурной фабрике.

В годы Великой Отечественной войны вместе с семьей приехала в Алма-Ату. В Казахстане начала принимать активное участие в художественных выставках. С 1947 г. – член Союза художников СССР.

Внимательное изучение культуры народа, среди которого ей пришлось жить, нашло свое отражение в создании галереи национальных образов (в экспозиции представлены «Акын», «Дина Нурпеисова», «Танцовщица»). Излюбленные герои З. Береговой – женщины и дети. Как художник своего времени, она свидетельствовала о труде женщины на колхозных фермах и полях, за рулем трактора, у станка, о свершении новых громадных проектов своей страны («Первенец на целине»).

Среди произведений З. Береговой немало портретов, проектов памятников. На она отдавала предпочтение композиционной скульптуре. Жанровая композиция, великолепно передаваемая в пластике малых форм, оставалась излюбленной областью ее творчества. Многие работы варьировались – автор стремилась к более острому пластическому выражению образа и темы. В казахский период в основном ее пластика выражалась в майолике, бисквите и фарфоре, расцвеченном подглазурной росписью.

В 1967 году Зоя Израилевна переехала в Крым (сначала в поселок Ленино, затем – в Керчь). К сожалению, ее творчество здесь оказалось не востребованным в полной мере, но проявилась еще одна грань ее таланта: как прекрасный педагог она занималась с детьми в различных художественных студиях и кружках. В творческой работе использовала любой материал – от гипса до шамота – все, что было под рукой. В керченском периоде ярко отразилось недавнее прошлое города, был создан ряд портретов – Галины Петровой, генерал-майора Аршинцева, Володи Дубинина, полковника Ягунова – людей, чьи имена вписаны в героическую летопись Керчи.

Основное внимание скульптор уделяет психологическому облику человека, в котором превалируют лирические оттенки. Обаяние и мужественность, душевная красота образов, созданных мастером, талантливо согласуются с мироощущением эпохи, в которой З. И. Береговая прожила свою жизнь.

Работы скульптора экспонировались во многих городах советской страны – в Алма-Ате, Москве, Риге, Ленинграде, Киеве, Симферополе (перечень далеко не полный), в художественных музеях этих городов хранятся ее произведения.