ЗИМА НА "РУССКОМ ПАРНАСЕ"

ЗИМА НА "РУССКОМ ПАРНАСЕ"

“Трибуна”, еженедельная общественно-политическая газета. 27 января 2010 г.

Перед многими москвичами и гостями столицы часто встает вопрос: куда поехать на выходные, чтобы было недалеко и интересно? Остафьево, что в Подольском районе Московской области, – замечательный вариант! Попадая сюда, прикасаешься одновременно к истории, овеянной легендами, и красотам русской природы.

Среди первых владельцев усадьбы – знаменитые Ляпуновы, Львовы, Апраксины, Голицыны и предприниматели-фабриканты К.М. Матвеев и И.И. Сухарев, Храм Живоначальной Троицы в селе Остафьевопостроившиев Остафьеве в 1758 году суконную фабрику. Помимо фабрики К.М. Матвеев построил в Остафьеве господскую усадьбу, а его наследники возвели храм Живоначальной Троицы в стиле раннего классицизма, с престолом Георгия Победоносца. Освятили его в 1782 году, но и сегодня, когда над Остафьевым льется колокольный звон, собирающий прихожан на службу, около храма всегда многолюдно. Рядом с храмом – могила Екатерины Шереметьевой, супруги одного из последних владельцев имения.

Известность усадьбе во многом принесли ее владельцы из славного дворянского рода Вяземских, корни которого восходят к Рюриковичам. Она была построена князем Андреем Ивановичем Вяземским на приобретенной им земле, на рубеже XVII–XVIII веков. Автор блестящего проекта до сих пор точно не установлен, но бесспорно – это был один из лучших архитекторов того времени. Основное здание соединялось с флигелями прекрасными открытыми колоннадами. С самого начала великолепная усадьба, построенная в позднеклассическом стиле, стала центром притяжения русской интеллигенции, местом встреч, общения, а также уединенным местом для творчества поэтов, историков, ученых.

Сын и наследник поместья Петр Андреевич Вяземский слыл человеком широкой души, интеллектуалом, интересовавшимся науками и искусствами. Вокруг него всегда собиралось много интересных неординарных людей. Усадьба Остафьево помнит, как по каменным ступенькам поднимались Боратынский, Батюшков, Грибоедов, Гоголь и Мицкевич…

В поместье работал над стихами Пушкин, а Карамзин именно в Остафьеве написал восемь из двенадцати томов главного труда своей жизни – «Истории государства Российского». Двенадцать лет, прожитых им в усадьбе, «едва ли не лучшие лета его жизни», – признавался историк.

Когда я бродила по гулким и довольно Музей-усадьба "Остафьево"промозглым усадебным залам, то представляла себе, как здесь много лет назад встречались великие поэты Золотого века, о чем они беседовали, какие стихи читали при свечах, какие вели разговоры, временами весьма вольнодумные и критичные… Остафьево всегда было овеяно романтикой и вдохновением: не зря усадьба с легкой руки Пушкина получила второе название «Русского Парнаса»! Поэт бывал здесь трижды. Существует мнение, что он даже свадьбу свою хотел праздновать именно в Остафьеве, но тяжелая болезнь его верного друга – удивительной, мудрой женщины, княгини Веры Федоровны Вяземской, которая должна была стать посаженной матерью, – помешала этому.

Связь Александра Сергеевича с хозяевами усадьбы была настолько глубокой, что после его смерти вдова поэта передала Вяземским личные вещи Пушкина: пробитый пулей черный жилет, белую перчатку, парную к той, что была брошена в гроб, трость с резным наконечником, свечу с панихиды…

Старинное дворянское гнездо помнит Могила Екатерины Шереметьевой на территории храма Живоначальной Троицы в селе Остафьевомногие счастливые и грустные дни. В 1821 году именно в Остафьеве жил князь Вяземский под особым надзором полиции. Человек широких взглядов, смелый и открытый, он не стеснялся публично высказывать свое мнение, высмеивать общественные пороки, а также принимать у себя декабристов. Нередко «Русский Парнас» становился местом встречи самых свободолюбивых людей России. Сегодня об этом напоминают портреты декабристов, отрывки из их писем и стихотворений, которые можно увидеть в музее. Старые стены помнят многие жаркие дебаты о будущем России, о конституции, свободе, равенстве…

Поэт ВяземскийПотомки князя Вяземского исключительно бережно хранили память о хозяевах и великих гостях усадьбы. Павел Петрович Вяземский смог опубликовать некоторые документы из богатого остафьевского архива, издал книгу о Пушкине и семь его автографов. В Остафьеве существовали мемориальные кабинеты, в которых когда-то работали Пушкин и Карамзин. В «Пушкинском» были собраны предметы, переданные вдовой поэта, книги, автографы. «Карамзинская комната» сохранила книги, которыми пользовался русский историк, его личные вещи, черновики. Павел Петрович также создал мемориальный кабинет в память о своем выдающемся отце.

Сегодня увидеть эти комнаты сохранившимися, увы, можно только на старинных фотографиях в музее. От сотрудников я узнала, что Павел Петрович также пополнял богатейшую семейную библиотеку редкими изданиями. При нем «Русский Парнас» также был украшен уникальными коллекциями живописи, графики, прикладного искусства. Усадьба к этому времени превращается в настоящий музей с большим количеством экспонатов.

Новый владелец усадьбы граф С.Д. Шереметьев, Усадьба "Остафьево".  В залах музеяродственник Вяземских, также делал все, чтобы сохранить уникальный культурный дух «Русского Парнаса», превратить усадьбу в настоящий музей. Его стараниями в саду поместья появилась прекрасная липовая аллея. Граф установил также памятники знаменитым гостям усадьбы, следил за состоянием строений. Он расширил коллекцию предметов искусства в усадьбе.

Концепцией Шереметьева было сохранение усадьбы как архитектурного и духовного памятника, ценного для России. Выполненная в начале XX века фотосъемка усадьбы запечатлела ее для потомков и сделала широко известной, поскольку была представлена на открытках. Во многом именно с их помощью воссоздается усадьба в наши дни.

Ветра революции не пощадили Музей-усадьба "Остафьево". Фрагмент экспозициирусское дворянство, уничтожили многие исторические памятники прошлого. Досталось и Остафьеву, несмотря на статус музея: усадьба была национализирована. В 1928 году последний хранитель имения – уже бывший граф Павел Сергеевич Шереметьев, тщетно пытавшийся сохранить уникальную коллекцию музея, занимавшийся систематизацией и описанием архивов, художественных ценностей, экспонатов из бронзы, дерева, мрамора, коллекции оружия, гемм, литографий и книг, был уволен, а немногим позже – вместе с семьей выселен из усадьбы. Ценные экспонаты остафьевской усадьбы были частично утеряны и разворованы, частично – распределены по другим музеям. «Русский Парнас» стал детским лагерем, а потом домом отдыха для номенклатуры. Роскошную колоннаду застеклили, там устроили столовую… Хозяйственные постройки на территории поместья были почти полностью разрушены.

Музей-усадьба "Остафьево". Памятник поэту ЖуковскомуСегодня здание усадьбы постепенно реставрируется, а в заснеженном волшебном парке можно совершать романтические прогулки. Здесь все, как прежде: небольшой пруд, памятники П.А. Вяземскому, П.П. Вяземскому, Н.М. Карамзину, В.А. Жуковскому, А.С. Пушкину, старые деревья, атмосфера покоя и творчества… Именно здесь были любимые места отдыха Карамзина – о его прогулках по парку напоминают дубы, посаженные в его память полтора столетия назад, а также звонкая березовая аллея, носящая имя русского историка. Память о Карамзине оживает в Остафьеве сегодня: здесь проводятся карамзинские чтения, дни памяти Николая Михайловича.

Произведения великих поэтов, гостивших в усадьбе, звучат в Овальном зале, где по-прежнему великолепная акустика, на литературно-музыкальных вечерах и праздниках. Декабристам в музее посвящена особая экспозиция. На мероприятиях помимо гостей бывают также потомки знаменитых дворянских фамилий, связанных с этим поместьем.

Связь поколений вновь восстанавливается. Я всем сердцем почувствовала это, бродя по усадьбе Остафьево, наполняясь красотой и вдохновением, которые не смогли погубить даже долгие годы исторического беспамятства.