Бахман Ингеборг (25 июня 1926 – 17 октября 1973 )
Австрийская писательница послевоенного периода в лирике, радиодраматургии и прозе описывала непреодолимое одиночество современного человека. Произведения Бахман проникнуты желанием совершить прорыв из одинокого существования к полноценной жизни.
Родившаяся в Клагенфурте в учительской семье, Бахман была старшей из троих детей. С 1945 года она изучала философию, германистику и психологию в Инсбруке, Граце и Вене. В 1950 Ингеборг получила ученую степень работу Критические установки экзистенциальчой философии Мартина Xaйдеггера. После этого она работала секретарем в американской оккупационной администрации в Вене, в 1951 году перешла редактором на радио “Рот Вайс-Рот”.
Начало 1950-х: Лирика. После первого участия в чтениях на конференции “Группы 47” в 1953 году Бахман получала премию писательского союза. Это награждение вместе с успехом первого поэтического сборника “Отсроченное время” (“Die gestundete Zeit”, 1953) позволило ей оставить работу на радио и переехать в Италию. После второго сборника лирики, “Заклинание Большей Медведицы” (“Die Anrufung des GroBen Baren”, 1956), Бахман опубликовали лишь несколько отдельных стихотворений.
В своей тщательно зашифрованной интеллектуальной лирике Бахман выразительным языком говорит о чувстве экзистенциальной угрозы. Человека спасает лишь желание вырваться из невыносимого настоящего и стремление прорваться к лучшему будущему. В основном Бахман использует свободные ритмы и строгие рифмы, образы и метафоры, взятые у природы, из мифов и сказок.
1954-1959: Радиопьесы. В 1954 году появилась радиопьеса Бахман “Цикады! (“Die Zikaden”). В ней автор требовала подстраиваться к существующему общественном порядку, несмотря на осознание его Пороков. В 1957 году Бахман устроилась на Баварское радио в Мюнхене, где годом позже состоялась премьера ее пьесы “Добрый Бог с Манхэттена” (“Der gute Gott von Manhattan”). Радиопьеса получила в 1959 году премию Общества потерявших зрение на войне. Тема пьесы – невозможность чистой любви и полного счастья при существующей социальном устройстве. “Добрый Бог”, защитник общественного порядка, предстает перед судом за попытку покушения на влюбленную пару, чье взаимное всепоглощающее чувство все более отдаляет их от общества. Связанное с этим нарушение общепринятых норм морали становится угрозой для социума.
После 1961-го: Проза. В 1961 году Бахман опубликовала первый сборник рассказов, “Тридцатый год” (“Das dreiBigste Jahr”). Семь новелл повествуют об индивидууме в плену семейных отношений и о вновь и вновь разбивающихся попытках человека восстать против общества, начать новую жизнь. Событийно бедные рассказы являются по своему содержанию скорее лирическими, нежели эпическими.
Последующие годы были отмечены паузой в прозаическом творчестве. Бахман писала либретто для композитора Ханса Вернера Хенце (“Принц Гамбург”, 1966, “Юный лорд”, 1965, и другие). В 1964 году она была удостоена премии Георга Бюхнера.
1971: “Малина”. Семь лет спустя появился роман “Малина” (“Malina”) – единственный законченный роман из цикла “Виды смертей”, который Бахман задумала еще в 50-х годах (фрагменты вышли после ее смерти в 1978 году). Малина – пример беспощадного самоанализа в литературе. В этом произведении речь идет о любовном треугольнике, состоящем из рассказчицы и двух мужчин – один из которых, доктор Малина, оказывается персонификацией личной рациональной части главной героини. Связать рациональную и страстно любящую части ей не удается: эмоциональная сторона личности должна быть умерщвлена (“убита”). Это роман о самопознании, состоящий в основном из монологов, в котором отсутствует традиционное описание событий.
1972: Последние произведения. Сборник рассказов “Симультан” (“Simultan”, 1972) представляет читателю пронизанные тонкой иронией моментальные снимки жизней пяти женщин, которые выработали свою собственную жизненную стратегию в мире, где господствует Мужчина. Холодность и отстраненность – их отличительные черты, высшей ценностью становится самостоятельность, зачастую связанная с одиночеством. Ибо только благодаря самостоятельности удается обрести “истинную” свободу. В 1973 году сорокасемилетняя писательница умерла в Риме от обширных ожогов во время пожара в собственном доме. По одной из версий, Бахман уснула с горящей сигаретой в руке.