Бане карелы придавали очень большое значение. Она считалась особым почитаемым местом. Уже при строительстве учитывались ее ма¬гические функции. В баню нельзя было идти вечером, в ней запрещалось громко разговаривать. Для лечения болезней баню нужно было топить тайно и особыми дровами — из поваленных ураганом или молнией де¬ревьев. Веники заготавливать только между Ивановым и петровым днем.
Заговор какой поется,
Говорят слова такие,
Если час придет тяжелый,
Жизнь нелегкая настанет?
В баню тут идут украдкой;
Пар, ударь, дохни, горячий,
Через камень раскаленный,
Через мох меж бревен бани.
Боль неведома каменьям,
Бревнам муки незнакомы!
Тут и злу убраться время,
Прочь убраться лихоманке.
Уходи скорее, лихо,
Веника беги, хвороба.
Как возникло наважденье,
Колдовство пришло откуда?
Из коряги ли, из камня,
Из малинника в каменьях
Или из воды стоячей,
Из подводных яслей
Хийси,
Обиталища в кувшинках?
В воду сгинь, подводный
Хийси,
В обиталище в кувшинках.
Сгинь в тенета тихой ламбы.
Если ж не из тихой ламбы,
Если ты из дома мертвых,
Плоти навсегда ушедших,
Со двора пришла ты Калмы,
С домовины мертвеца,
Если ты из дома мертвых,
К мертвому вернись
в домину,
На подворье Калмы скройся,
В плоть вернись навек
ушедших,
В домовину к мертвецу.
Коль из каменной берлоги,
Уходи в скалу обратно,
Возвратись на двор
медвежий,
В Похьеле укройся мрачной,
Спрячься в вещей Тапиоле,
В мясо лося отправляйся.
В кости крепкие медведя!
Мяса вдоволь там без кости,
Мякоти без сухожилий,
Чтобы мог поесть голодный,
Напитаться мог несытый.
Положи в перчатку боли,
В варежку вложи недуги,
Отнеси хозяйке болей,
Дочери отдай недугов!
Дева болей, дочь недугов,
Отнеси ты боли камню,
Спрячь внутри скалы
огромной.
Хоть и будет много болей,
Хоть навалишь их без меры,
Не пожалуется камень,
Не посетует скала.