Оригинал материала находится по адресу:
www.theosophy.ru/karlson.htm
История теософического движения в России 1875-1922
Выдержки из книги (опубликованы в журнале «Дельфис» №18—22)
Мария Карлсон — филолог, русист, специалист по изучению творчества писателя и поэта-символиста Андрея Белого. Назначение книги, по словам М.К., «представить значительный и сложный предмет — историю русского теософского движения и общее положение теософской мысли в культуре российского Серебряного века для читателей, не знакомых с его общими контурами».
<…> С ростом объёма и распространения «Вестника теософии» появились и другие русские авторы, уравновешивая его густо европейское содержание первых двух лет издания. Александра Унковская писала статьи на тему «Цвет-звук-число», о Рихарде Вагнере и на другие музыкальные темы. Она писала нерегулярные «Письма о музыке», в которых обсуждала теорию «цветозвука» и начала свои духовные мемуары. Сестра А. Каменской, Маргарита Алексеевна, в 1912 г. писала письма из Индии, где она была гостьей Адьярской штаб-квартиры, а также написала статью об истории буддизма. Константин Кудрявцев писал на псевдонаучные темы, связанные с гипнотизмом и спиритизмом. Евгений Кузьмин, активный член Киевского Отделения, написал для «Вестника теософии» несколько обзорных статей, которые были позже опубликованы как популярные брошюры. Елена Писарева поставляла статьи на общие темы и биографические материалы о Е.П. Блаватской. Дмитрий Владимирович Странден помогал распространять слово теософии не только в статьях для «Вестника», но и в своих собственных книгах. Его интересами были сектантство, эзотерическое христианство и философия. Среди авторов также были П.И. Тимофеевский, М.Ф. Гарденина, делавшая обзоры книг, Александра Погосская, писавшая о достоинствах труда и имевшая нерегулярную колонку «Письма из Англии», Варвара Пушкина, поддерживавшая «Орден Звезды» Безант, Вера Рудич и Анна Веселовская, переводившие, а также писавшие оккультные стихи для журнала, и конечно Нина Гернет; я назвала лишь немногих. Гораздо больше теософов работали над переводами европейской теософической литературы для журнала. На пике популярности «Вестник теософии» каждый месяц выходил тиражом в несколько тысяч экземпляров. Учитывая российские условия и эзотерическую природу теософического учения, это было необычайным успехом. <…>