Вейкко Эрвасти в статье “Союз писателей Карелии”

Создание Карельской Трудовой Коммуны способствовало формированию в республике литературного движения. В 1922 году вышел в свет первый литературно-художественный журнал на русском языке «Красный клич». В том же году Ялмари Виртанен организовал литературный кружок при газете «Карьялан коммууни». В Ухте был создан кружок, в который вошли Арви Нумми (Пакаринен), Николай Яккола, Ристо Богданов, Ииво Никутьев. Ялмари Виртанен опубликовал статью «О нуждах пролетарской литературы», в которой он поставил вопрос о необходимости создания литературно-художественного периодического издания на финском языке.
В газетах печатались произведения Ялмари Виртанена, Арви Нумми, Сантери Мякеля, Лаури Летонмяки, А. Метелкина, Тамары Трифоновой, Федора Ивачева, Оскари Иогансона, Виктора Гудкова, Рагнара Руско, И. Иволгина. На русском языке в качестве приложения к газете «Карельская коммуна» выходили сборники стихов и рассказов. Ялмари Виртанен активно переводил на финский язык русские революционные песни. Когда в 1923 году в Ленинграде было образовано кооперативное издательство «Кирья» открылись возможности для издания книг на финском язык Уже в 20-е годы кооператив «Кирья» опубликовал в переводе на финский язык многие замечательные произведения советской литературы.
Появилась насущная потребность в организации писательских сил. В июле 1926 года состоялось собрание, учредившее Карельскую ассоциацию пролетарских писателей – КАПП. Поначалу в нее входило 14 членов, в том числе Т. Алимов, Ялмари Виртанен, Ристо Богданов, Хильда Тихля, Федор Ивачев, Оскари Иогансон, Рагнар Руско, Тамара Трифонова и другие. КАПП подразделялась на русскую и финскую секции.
В 1927 году в Ленинграде начал выходить литературно-художественный журнал «Сойхту» («Факел»), в нем также печатались произведения карельских авторов. В 1928 году в Карелии появился литературно-художественный журнал «Пунакантеле» («Красное кантеле»). Журнал открывало программное стихотворение Ялмари Виртанена:
О, не плачь, пунакантеле,
звонко тоскуя,
схорони, пунакантеле,
муку людскую.

Ты играй, пунакантеле,
песню иную,
светлыми звуками
сердце волнуя!
(Перевод Д. Голубкова)

Эти два литературно-художественных издания на финском языке выходили до 1931 года. В 1931 году журнал «Сойхту» перестал существовать, а «Пунакантеле» стал общим журналом писателей Ленинграда и Карелии.
Выше я уже писал, что в 1932 году журнал «Пунакантеле» получил новое название – «Ринтама». В конце 1933 года издание журнала было переведено из Ленинграда в Петрозаводск. К этому времени издательская деятельность кооператива «Кирья» все больше сосредоточивалась в его Карельском отделении.
Кроме названных выше журналов, выходили и другие периодические издания: в Ленинграде с 1929 года выходил альманах «Кевятвюэрю» («Весенний поток»), а в Карелии несколько позднее – альманахи «Иску» («Удар»), «Локакуу» («Октябрь»), сборники «Илланкулукси туккикямпясся» («На досуге в бараке лесоруба»), «Валтатиелле» («На магистраль»), детский журнал «Нуорет искурит» («Молодые ударники»), журнал на русском языке «Начало» и другие.
Первые авторские книги появились лишь в 1930 году. Типография «Красной газеты» в Ленинграде выпустила тогда поэтический сборник Ялмари Виртанена «Тюён ломасса» («На досуге»), предисловие к которому написал Максим Горький. В 1931 году издательство «Кирья» опубликовало поэтический сборник Ялмари Виртанена «Ривит суорикси» («Стройные ряды»).
В 1930 – 1931 годах вышли в свет сборники Леа Хело «Нуорет миелет» («Молодые сердца») и «Астун юли» («Перешагиваю»). Литературная жизнь Карелии набирала силу, читатель получал одно произведение за другим. Печатались книги Оскари Иогансона, Федора Ивачева, Лаури Луото, Германа Лаукканена, Рагнара Руско, Ивана Кустова, Николая Грибачева, Сергея Норина, Торстена Хеймоваара, Александра Линевского, Сантери Мякеля и других.
Создавались литературные кружки, объединявшие начинающих писателей. Мнe тогда был поручено составить программы и методические руководства для этих кружков.
Карельская ассоциация пролетарских писателей немало сделала для развития литературы в республике. Однако и она не избежала ошибок и крайностей, характерных для всей деятельности РАППа. Вульгарный социологизм, крайняя «левизна», отсутствие художественного чутья преобладали тогда в литературной критике. Наиболее частым нападкам этой критики подвергался наш лучший поэт Леа Хело. Почему? А потому, что именно он решительно взялся за обновление финноязычной поэзии. На творчестве Хело сказалось его увлечение поэзией Сергея Есенина и произведениями многих советских лирических поэтов, таких, как его ровесники Ярослав Смеляков, Борис Корнилов, Павел Васильев. Хело обвиняли в есенинщине, в мелкобуржуазности и даже в троцкизме.
Объектами вульгарной критики стали также Ялмари Виртанен и Хильда Тихля. В печати на полном серьезе шли горячие споры о том, какой инструмент – скрипка или кантеле – является пролетарским, какой язык следует считать пролетарским, а какой буржуазным.
К счастью, деятельности РАПП вскоре был положен конец. 23 апреля 1932 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», которое ликвидировало РАПП и предусматривало объединение всех писателей, поддерживающих советскую власть, в единый Союз советских писателей.
Был образован организационный комитет, которому предстояло выработать проект Устава Союза и подготовить проведение I Съезда советских писателей.
Организационный комитет был создан и в Карелии. В него вошли Николай Яккола (председатель), Ялмари Виртанен, Оскари Иогансон, Станислав Колосенок и Иосиф Моносов. Началась активная подготовка к I Съезду советских писателей и к I Всекарельской писательской конференции.
Первая Всекарельская конференция советских писателей проходила с 11 по 13 июня 1934 года. Ее торжественное открытие состоялось в летнем театре Парка металлистов (ныне Парк пионеров). На следующий день конференция продолжила свою работу в Доме политического просвещения. В работе конференции участвовало 45 делегатов, а также многочисленные гости. Конференцию открыл председатель оргкомитета Николай Яккола. Видную роль в работе конференции сыграли ленинградские писатели Виссарион Саянов, Всеволод Рождественский и Геннадий Фиш. Конференция обсудила доклад о советской литературе и задачах Союза (докладчик Виссарион Саянов), доклады о карельской литературе и ее задачах (проза – Ухро Руханен и Евгений Люфанов, поэзия – Ялмари Виртанен и Виссарион Саянов, драматургия – Рагнар Нюстрём (Руско), литературная критика – Николай Яккола). По организационным вопросам выступил секретарь оргкомитета Станислав Колосенок. Было избрано правление Союза писателей Карелии, председателем которого стал Ялмари Виртанен, а секретарем – Николай Грибачев. Делегатами на I Съезд советских писателей были избраны Ялмари Виртанен, Эмиль Паррас. Сергей Норин был избран делегатом от Ленинградской писательской конференции. На конференции состоялись выборы в члены Союза писателей.
В 30-е годы литература Карелии переживала период подъема. Вспомним стихи и поэмы Ялмари Виртанена и написанный им вместе с Лаури Луото текст оперетты, роман «Юмювааралайсет» («Жители Юмюваары»), пьесу «Яттиляйсвалтимо сюккии» Эмиля Парраса, роман «Партизаны Беломорья» Александра Линевского, две части романа Хильды Тихля «Лехти кяантюу», рассказ Ииво Никутьева «Марфа», а также произведения Федора Ивачева, Оскари Иогансона, Сергея Норина, Аллана Висанена, Николая Грибачева, Эмиля Раутиайнена, Торстена Хеймоваара, Антти Тимонена, Тойво Тасанена, Сакари Канкаанпяя, Сантери Кириллова, Виктора Чехова, Вейкко Эрвасти, Петри Пало и других.
Во второй половине 30-х годов развитию национальной литературы республики был нанесен смертельный удар. Как в Карелии, так и в Ленинградской области закрыли финноязычные школы, учебные заведения, газеты и журналы. В том числе была ликвидирована газета «Пунайнен Карьяла», а вместо нее стала выходить газета на карельском языке «Советская Карелия», вместо журнала «Ринтама» появился альманах «Карелия». Уничтожались литературные произведения. Практически оказалась под запретом вся финноязычная культура. Были арестованы многие работники культуры, просвещения и литературы.