Русские поэтессы XIX века / Сост. Н. В Банников. М.: Сов. Россия, 1979.
МОЕЙ ЗВЕЗДЕ
Звезда моя! свет предреченных дней,
Твой путь и мой судьба сочетавает.
Твой луч светя звучит в душе моей;
В тебе она заветное читает.
И жар ее, твой отблеск верный здесь,
Гори! гори! не выгорит он весь!
И молнии и тучи невредимо
Текут, скользят по свету твоему;
А ты все та ж… чиста, неугасима,
Сочувствуешь ты сердцу моему!
Так в брачный день встречаются два взора,
Так в пении ответствуют два хора.
Звезда души без суетных наград
Пред_а_нности, участий сердобольных,
Волнений, слез, младенческих отрад,
Звезда надежд, звезда порывов вольных,
Забот души, сроднившихся со мной,
Звезда моей мелодии живой!
Звезда моя! молю мольбой завета!
Когда в очах померкнувших любя,
Зовущий луч уж не найдет ответа,
Молю, чтоб ты, прияв мой жар в себя,
Светя на тех, кого я здесь любила,
Хранящий взор собою заменила!
1831 Рим
ДРУГУ-СТРАДАЛЬЦУ
Ты арфа страданья,
Ты арфа терпенья,
Ты арфа с душой!
Твой дух, твои струны
Поют хор мученья.
Напев их: аминь!
Терпи, моя арфа!
Звучишь ты надеждой,
Пророчишь ты рай!
И Ангел скорбящих
Твой голос узнает
И встретит тебя…
КНЯЗЮ П. А. ВЯЗЕМСКОМУ
НА СМЕРТЬ ЕГО ДОЧЕРИ
В стенах святых она страдала,
Как мученица древних лет;
Страдать и жить она устала;
Уж все утихло… девы нет!
И Кипарис непеременной
Стоит над девственной главой,
Свидетель тайны подземельной,
И образ горести родной!
Ты едешь… но ее могилу
Оставишь мне не сиротой:
Так солнца заменяет силу
Луч месяца в ночи святой!
1835 Рим
НАДГРОБНАЯ ПЕСНЬ
СЛАВЯНСКОГО ГУСЛЯРА
Уж как пал снежок со темных небес,
А с густых ресниц слеза канула:
Не взойти снежку опять на небо,
Не взойти слезе на ресницу ту.
У Днепра над горой, высокой, крутой,
Уж как терем стал новорубленый:
Ни дверей в терему, ни окна светла,
А уж терем крыт острой кровлею.
Кровля тяжкая на стенах лежит,
А хозяин там крепким сном заснул,
Как проснется он, – то куда пойдет?
Как захочет он на бел свет взглянуть,
Пожелает он гулять по граду, –
Ан в глазах земля и в очах земля!
Как прозябнет он, – где согреется?
Сыро в тереме, – а ни печи нет,
И не высохнут стены хладные.
Ах, вы хладные, стены тесные!
Для чего вы тут, для чего у нас?
Зима бабушка! ах, закрой ты их
Своей рухлою, белой шубою!
Ты, млада весна, зеленой фатой!
ПРИМЕЧАНИЯ
Тексты стихотворений сборника взяты из прижизненных и посмертных
изданий произведений поэтесс, а также из различных литературных альманахов и
журналов. В тех случаях, когда это было возможно, тексты сверялись по
советским изданиям.
Стихотворения в подборках расположены не всегда в хронологической
последовательности, а часто группируются по тематическим признакам. Даты
написания стихотворений воспроизводятся только по печатным источникам; часть
стихотворений датировать не удалось. Не разысканы и не воспроизведены, к
сожалению, также портреты А. А. Волковой, А. И. Готовцовой и Н. С.
Тепловой. Чтобы показать творчество поэтесс конца XIX столетия более
целостно, в состав сборника включены и стихотворения, написанные ими в
начале XX века.
З. Н. Волконская
Другу-страдальцу (стр. 40). Обращено к поэту И. И. Козлову, потерявшему
зрение. И. И. Козлов отвечал на эти стихи Волконской тоже стихами.
Князю П. А. Вяземскому… (стр. 40). Девятнадцатилетняя дочь Вяземского
Прасковья скончалась во время путешествия Вяземских в Италию в марте 1835 г.
и похоронена в Риме. И Кипарис непеременной – непременный. Кипарис издавна
считался надмогильным деревом.
Надгробная песнь славянского гусляра (стр. 41). Стихотворение входило в
прозаический текст “Сказания об Ольге”.
***
Источник: http://az.lib.ru/w/wolkonskaja_z_a/text_0050.shtml
Царицы муз: Русские поэтессы XIX - начала XX вв. / Сост., автор вступ. статьи и коммент. В. В. Ученова. - М.: Современник, 1989. На смерть Д. В. Веневитинова
Сложил художник свой резец. "Доволен я! - гордясь своим произведеньем, В восторге говорит творец. - Все чисто в нем, совершено с уменьем: И стиль, и форма... все! Достойным приношеньем Возможно мне почтить богов!.." Схватив фиал, он к храму поспешает, И бог, почтенный им, склоняется с приветом Над жертвой дорогой, плодом его трудов. Идет во храм толпа, любуется предметом Искусства и в него кладет свои дары: Утехи чистые младенческой поры И звонкий смех забав и наслаждений. Мечта в него вперяет долгий взгляд Из-под тумана сновидений; Лучи того огня, которым светит гений, На нем искрятся и горят... Но все исполнено, и грозными шагами Смерть близится, стучащая костями. И перед ней со страхом все бежит. Пустеет храм... Безжалостной косою Все разрушается - и, жертвою святою Наполненный, фиал могилою сокрыт.
Конец 1820-х гг.