Об авторе

Николай Константинович Рерих — русский живописец, театральный художник, археолог, путешественник, писатель, философ-мистик. Один из самых ярких и популярных мастеров русского символизма и модерна, человек-легенда и загадка. Оказал большое влияние на развитие культуры ХХ века.

Николай Рерих родился 9 октября (27 сентября по старому стилю) 1874 года, в Петербурге. Учился в Петербурге в Академии художеств в 1893 — 1897 годах у Архипа Ивановича Куинджи и одновременно на юридическом факультете в университете (окончил в 1898), прослушал курс историко-филологического факультета. Совершенствовался в живописи в студии французского художника Фернана Кормона в Париже (1900 — 01). Секретарь общества поощрения художеств с 1901 года и директор Рисовальной школы при нём в 1906 — 1918 годах. Действительный член петербургской Академии художеств с 1909 года. Член объединения «Мир искусства» (председатель в 1910 — 1919).

С конца 1890-х годов характер творчества Николая Константиновича во многом определяли его занятия археологией и интерес к языческой славянской и скандинавской старине. Он работает в историческом жанре, создает цикл «Начало Руси. Славяне». В дальнейшем сюжетная конкретность ранних произведений сменилась стремлением Рериха осмыслить прошлое в его символическом созвучии с современностью, осознать единство и иерархию мироздания, представить основные вехи в истории человечества как эпизоды общей «космической» эволюции.

Зрелой (с середины 1910-х годов) манере Николая Рериха, впитавшей влияние позднего Куинджи (преобладание пейзажных мотивов, световые эффекты), воздействие «модерна» (орнаментальность, декоративная стилизация), а также византийского и древнерусского искусства, присущи усиление черт символизма, напряжённая эмоциональность образов, лапидарность выразительных средств.

В 1899 году Рерих знакомится с Еленой Ивановной Шапошниковой. 28 октября 1901 года в церкви при Императорской Академии художеств они были венчаны. Елена Ивановна стала для Николая Рериха верной спутницей и вдохновительницей, всю свою жизнь они пройдут рука об руку, творчески и духовно дополняя друг друга. В 1902 году у них родился сын Юрий, будущий учёный-востоковед, а в 1904 году — Святослав, будущий художник и общественный деятель.

К 1910-м годам относятся работы живописца в области театрально-декорационной живописи (оформление балета «Весна священная» Игоря Федоровича Стравинского, 1913, оперы «Князь Игорь» Александра Порфирьевича Бородина, 1914, — в Русских сезонах Сергея Павловича Дягилева) и монументального искусства (эскизы для церковных росписей и мозаик, а также для майоликовых фризов и живописных панно в частных особняках).

В 1916 году из-за тяжёлой болезни лёгких Н. К. Рерих по настоянию врачей вместе с семьёй переехал в Финляндию, под Сердоболь (Вуорио), на побережье Ладожского озера. С 1918 года Николай Константинович Рерих жил за рубежом (в начале 20-х годов в основном — в США; с 1923 с перерывами, а с 1936 постоянно — в Индии). Совершил 2 большие экспедиции (в 1924 — 1928 и 1934 — 1935 годах) по Центральной и Восточной Азии. Центром изучения археологических и этнографических материалов в 1929 — 1942 гг. являлся институт гималайских исследований («Урусвати»), основанный Николаем Константиновичем в Нагаре совместно с сыном Юрием Рерихом. Художественные работы Рериха приобретают отчетливое космическое звучание, наполненное образами восточной философии.

С 20-х годов Николай Константинович вёл обширную просветительскую деятельность по привлечению мировой общественности к делу охраны памятников культуры (на основе выдвинутого им так называемого Пакта Рериха в 1954 в Гааге был подписан Заключительный акт Международной конвенции по защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта, ратифицированный многими странами, в том числе и СССР). Известны патриотические выступления художника во время Великой Отечественной войны 1941 — 1945. Значителен вклад Рериха в культурное сближение советского и индийского народов.

Николай Константинович Рерих скончался 13 декабря 1947 года, Нагар, долина Кулу, штат Пенджаб, Индия.

В настоящее время в Нагаре, а также в Бангалоре, Нью-Йорке и других местах мира существуют музеи Рериха.