Веденеев Александр

Вернуться к списку авторов

Статья “Верность призванию”, посвященная творчеству Александра Веденеева

Опубликовано: газета “Петрозаводский университет”
Автор: Олег Гальченко

Каждая новая книга известного петрозаводского поэта Александра Веденеева становится заметным событием в местной литературной жизни. Профессионал тем и отличается, что его имя – своего рода бренд. Читатели ждут от него продукции вполне определённого качества, и, что особенно важно, – ожидания чаще всего оправдываются. Чего ждать от Александра Петровича, наши читатели знают точно: его стиль легко узнаваем, а круг тем, которым автор остаётся верен уже много лет, очерчен достаточно чётко. Вот почему состоявшаяся в Выставочном зале на проспекте Ленина презентация нового сборника “Игра света” вызвала большой интерес у любителей поэзии. Среди зрителей оказалось немало людей, следящих за его творчеством не одно десятилетие.

– У каждого поэта – свой голос, – считает ведущий вечера актёр и журналист Николай Прокопец. – У Маяковского он как иерихонская труба, у Есенина чист, свеж и так же лёгок, как весеннее небо. А вот у Александра Веденеева он тихий, застенчивый, но очень вдумчивый. Он очень наполненный, и не всегда удастся его с первого раза понять. Вам придётся ещё раз перечитать стихотворение, может быть даже дважды погрузиться в его поэзию, и тогда вы поймёте весь аромат, всю прелесть стихов…

Вообще-то веденеевские стихи воспринимаются легко даже на слух. Другое дело, что они не терпят невнимательного, поверхностного читателя, не привыкшего к неторопливому, обстоятельному повествованию. А автор в изложении своих мыслей именно нетороплив. Даже вошедшие в книгу стихотворные циклы складывались постепенно – например, корни «клюевского цикла» уходят ещё в 70-е годы.

Кстати, образ Клюева для автора чем дальше, тем больше превращается в своеобразное «второе я» – не случайно же поэт возвращается к нему вновь и вновь. Клюев, несомненно, близок Александру Веденееву так, как никто другой из классиков – стилистически, интонационно. Кажется, это уже смогли заметить и оценить профессиональные «клюеведы». Александр Петрович принимал участие во Всероссийском празднике поэзии Клюева вместе с поэтическим театром «Credo». Вспоминая об этом сотрудничестве, продолжающемся и поныне, руководитель театра Николай Прокопец с радостью заметил, что поэты наконец-то снова чувствуют себя востребованными, словно возвращаются романтические 60-е, после чего предоставил слово Сергею Ткачуку, прочитавшему три едва ли не самых ярких стихотворения из цикла, в том числе и это:

Холодеют цветы у дороги,
к сердцу милому чают припасть,
вразумить, чтоб родимых не пропил,
дорогих попытался обнять.
Вот и всё. Просвещённой Европе
наших дружб никогда не понять.

Так заканчивается описание встречи Клюева и Есенина, истории сложных взаимоотношений двух певцов крестьянского быта. Прозвучали на вечере и посвящения другим великим – Батюшкову, Державину, Рубцову. Это тоже часть многообразного и многокрасочного внутреннего мира автора, как и символический образ реки из далёкого детства, напоминающий одновременно о течении времени и о каких-то нереализованных мечтах. Как и размышления о трагической судьбе последнего русского императора – словно олицетворения всех неизбежных исторических потерь. Своеобразной эмоциональной звуковой иллюстрацией к текстам стало выступление доцентов консерватории Нонны Туровской и Татьяны Будановой с фортепианными переложениями русских романсов, сделанных когда-то немецким композитором И. Брамсом.

Затем своими впечатлениями от творчества Александра Веденеева поделились его самые авторитетные читатели.

А.И. Валентик, поэт, журналист: Александр Веденеев – поэт, который никогда не был модным, популярным, который никогда не стремился легко понравиться публике. Стихи его сложные, поэтому вокруг них никогда не может быть толпы. Они требуют большой духовной работы. Я думаю, что Веденеев – это поэт по Божьему призванию, и он сам это сознаёт. Любую его строку попробуй пошатать – из неё ни одно слово не выпадет, потому что случайных слов в его строках нет, каждое слово свежее, каждое слово выношено. Причём, это у него с юности, с самых ранних стихов. Я бы сказал, что у него вообще нет ранних стихов, ибо стихотворениям, написанным в юности и написанным ныне, не стыдно стоять рядом, ведь они достойны друг друга. Человек над словом работает с самых ранних лет! Однажды, лет восемь иди девять назад, мы с ним шли, и он задумчиво сказал: “Я многое уже успел сделать…” Это – не зазнайство, это – осознание своего пути и сделанного. Саша Веденеев – это поэт Севера. Стихи его глубоко вросли в нашу северную землю, они питаются её соками, они живут её всходами.

И.М. Гин, литературовед: Саша Веденеев поразил меня буквально с первых встреч монолитностью, цельностью и силой характера. Он был и остаётся глубоким, серьёзным, основательным. Его не затянешь в первую попавшуюся компанию и не подтолкнёшь в первом попавшемся направлении. Это не значит, что он не меняется. Новая книга отличается от всех прежних, и, может быть, читая её, не со всем я буду согласен, тем более, что не давал подписки со всем соглашаться. Но меня поражает эта удивительная верность дарованию и себе.

М.П. Отливанчик, директор Научной библиотеки ПетрГУ: В нашей жизни так получается, что поэты вынужденно или по призванию, но служат. Александр Петрович Веденеев служит в Петрозаводском государственном университете. Это замечательно потому, что он – выпускник нашего университета. И судьба привела его к нам. Судьба свела нас много лет назад, в нашей рутинной библиотечной жизни Александр Петрович дарит нам свет, дарит нам радость. И весь наш коллектив счастлив, что рядом с нами такой чудесный человек. Университет – это не только образование, это ещё и творчество. Александр Петрович руководит литературным объединением, и поэты в нашей жизни – везде, в том числе и на страницах газеты «Петрозаводский университет». Читатель знакомится с университетскими новостями, читает статьи, и вдруг – прекрасная поэзия! Хорошая поэзия – это праздник. И книга «Игра света» тоже прекрасна. Она издана за счёт бюджетных средств Республики Карелия – наше правительство выделяет деньги на издательские проекты для авторов, работающих в Карелии. Книга вышла в Издательстве «Скандинавия», очень мной уважаемом; замечательную обложку сотворил Михаил Скрипин – генеральный директор. На этой обложке – и даль, и будущее. И я верю, что блистательного поэта, большого друга университета ждёт блестящее будущее.

В ответ на эту речь, особенно насыщенную пышными комплиментами, Александр Петрович скромно напомнил афоризм Юрия Кузнецова о том, что поэт, конечно, должен понимать, кто он есть на самом деле, но всё-таки поэт – звание посмертное. Ещё было произнесено несколько тёплых слов в адрес присутствовавших в зале представителей нескольких поколений участников литобъединения. Навереное, мало кто из наших местных литераторов сейчас рискнёт похвастаться тем, что на его вечере может встретиться такое количество непохожих, порой с трудом понимающих друг друга в обыденной жизни и несовпадающих во взглядах на искусство людей. На веденеевские вечера они приходят в обязательном порядке и книгу новую прочтут едва ли не самыми первыми. Примирять и объединять – наверное, это тоже талант, который сродни поэтическому. Или признак настоящего профессионала?

Да что бы это ни было – главное, что это ещё хоть у кого-то получается!..