Жемчужина в черноземе
Анну Матасову открыл Дмитрий Вересов. А на его поэтический вкус положиться можно, пожалуй, как ни на чей иной.
Потом, когда состоялось несколько публикаций в «Севере», Анну Матасову в свою очередь открыл Николай Прокопец, и со своим поэтическим театром «Кредо» подготовил авторскую программу, которую, помимо Петрозаводска, уже видели в Кондопоге.
«Кредо» вообще не только Блока с Клюевым пропагандирует, но и местных поэтов. Не так давно программу по стихам Александра Валентика подготовил. Премьера матасовской подборки состоялась еще прошлой осенью, а 25 марта ее представили в актовом зале Педуниверситет, который Аня окончила в 1996 году.
Вообще, наша Аня родом из Риги, а сейчас живет в Питкяранте. Местечко не очень подходящее для изящной поэзии, в чем Аня признается совершенно откровенно, называя Питкяранту «городом на задворках мировых событий». Программу открывали именно стихи о провинции:
Скажи, хорошо ли в провинции жить
У озера, тут,
Где будку себе из фанеры сложить –
Пожизненный труд,
Где в гнездах дощатых, в барачной кости
Блажит детвора,
Мечтает до неба сквозь щель прорасти,
Бухает с утра…
От оголтелой беспросветной чернухи стихи Ани Матасовой спасает легкая ирония, которая едва ощутима в каждой строчке. Что вообще такое на самом деле русская провинция? Да ничего хорошего: невежество, грязь, хамство, косность. В Москве вышеперечисленного, кстати, тоже с лихвой хватает. И все-таки мы равняемся на Москву, что там скажут. Аня Матасова недавно побывала в столице на литературной учебе, там ей сказали много хорошего и даже премию выписали журнала «Наш современник». Так что при всем своем чванстве Москва черпает новые силы все-таки в провинции.
Анна Матасова и Александр Валентик
Любовная лирика Анны Матасовой в программе «Кредо» представлена в двух ипостасях: трагическая, на грани смертоубийства, и – светлая, дающие новые силы жить. Аня призналась, что в программе прозвучали в основном стихи, написанные еще в студенческие годы, когда каждая любовная неудача переживалась как катастрофа. А потом оказалось, что все еще впереди и что терзания юности даются для того, чтобы потом уже спокойно встретить свою настоящую любовь.
Сейчас Аня замужем и воспитывает трехлетнего сына. Для него она тоже сочиняет стихи, которые прозвучали в концерте отдельной темой. Вообще, детские стихи писать дано не каждому поэту, даже большому. Для этого нужно прежде всего сохранить в себе ребенка. Большинство взрослых сознательно убивают себя-маленьких, чтобы не выглядеть смешными. На самом деле это невосполнимая потеря, мир взрослых вовсе ее не стоит… Нет, у Ани как раз с этим все в порядке. Да и вообще в чисто человеческом плане – она просто хорошая девчонка, без малейшего намека на звездную болезнь, которую по идее можно было давно подхватить: ситуация способствует. Думается, от этой заразы ее спасают две вещи: ирония, которая, будучи направлена во внешний мир, всегда отражает обратно, и – провинция, не позволяющая больно-то задирать нос. Провинция предполагает упорный труд. Хотя бы ради того, чтобы выбраться из этой провинции.
Мы землю зовем – чернозем,
А хлеб называем – черняшка…
Буханку берем на излом,
В мозолях рука-замарашка…
Теперь уже с полной уверенностью можно сказать, что Дмитрий Вересов нашел жемчужину в куче питкярантского чернозема. У Анны Матасовой пока нет собственного сборника. Надо надеяться, что он в скором времени состоится. Уж этого автора точно стоит издать.