Опубликовано: газета “Карелия”, N 20 (1593), 27 февраля 2007 года.
Автор: Галина Сохнова (г.Белгород).
Каждому, кто сжигает за собой мосты, хорошо известно, особенно в начале пути, чувство неприкаянности. Чтобы новый город принял и стал близким, очень важно завести в нем друзей. И некоторое время смотришь на окружающее и их глазами.
Первым другом на белгородской земле стал для меня Валерий Черкесов. Он многое поведал о людях и памятниках, рассказал об истории края, подарил несколько ценных советов и пожеланий непременно побывать там, где насмерть бились с врагом наши солдаты.
Столько лет прошло после Великой Отечественной! Казалось бы, о том трагическом и героическом времени все известно, рассказано, снято. Поэт и журналист Валерий Черкесов открыл для россиян еще одну из ее малоизвестных страниц – результат его поиска и подвижнической деятельности за двадцать лет.
В 1942 – 1945 годах и после войны на освобожденных от врага территориях – Ленинградской, Новгородской, Воронежской, Курской, Белгородской и других областях – из подростков формировали отряды по разминированию. Мальчишки, наскоро обученные, обезвреживали взрывоопасные “подарки” войны, подрывались, получали увечья, погибали. Память о них на многие десятилетия “упрятали”, а документы уничтожили.
Лишь в 2000 году, спустя 55 лет после Победы над фашистами, в новой редакции Закона РФ “О ветеранах” бывшие юные минеры были названы полноправными участниками Великой Отечественной войны. О том, каким был этот полный драматизма поиск, рассказал в документальной повести “Минерам было по 16” Валерий Черкесов, принимавший непосредственное участие в длительной борьбе за восстановление прав юных минеров. Кстати, Белгород был одним из первых регионов России, приравнявший бывших минеров к участникам войны со всеми вытекающими отсюда льготами.
Вместе с Черкесовым мы съездили в пограничный (с Украиной) Краснояружский район, в небольшую деревушку под названием Илек-Пеньковка, на место гибели нескольких девчат, собиравших на родной земле мины. Жители края бережно чтут их память. Встретились с оставшимися в живых минерами, посетили школьный музей, возложили цветы к постаментам.
Спустя некоторое время Валерий Николаевич подарил небольшого формата книжечку, еще “горячую”, только-только выскочившую из-под тисков печатной машины. На обложке – улыбающийся автор, а вдалеке, на глади светлой реки, белеет парус. Одинокий.
Книжка так и называется – “У светлой реки”. Наугад открываю страницу под номером 14. Читаю “Письмо в газету накануне 60-летия Победы”. Вроде поэтический сборник, и вдруг: проза.
Прошу откликнуться уроженца Барнаула,
Бывшего сержанта-пехотинца,
Познакомившегося в победном 45-м году
С восемнадцатилетней медсестрой
В Первомайском парке на берегу Амура.
Демобилизовавшись,
Сержант отбыл на родину,
Не ведая, что у него родился сын.
Если ты жив, отец,
Давай свидимся.
Хотя бы напоследок.
Письмо это – материализованный, запрограммированный на долгие годы крик души. Неспроста автор включил его в свой юбилейный поэтический сборник. Не зря же говорится: в мире, где все закольцовано, в прямую зависимость поставлено и воздаяние от деяния. Вдруг книжка попадет в руки человеку, который подарил ему эту: Окаянную, сумасшедшую, сотканную из слез и смеха, из боли и радости, из ясных и хмурых дней бесценную ЖИЗНЬ.
Отец, которого сын никогда не видел, по крови передал ему романтическое, поэтическое мироощущение и, возможно, до конца дней генную, корневую тему долга. Памяти.
Сыновние долги – они растут:
Чем дальше, тем становится труднее
Жить на земле, не расплатившись с нею,
А надо мне спешить – года идут!
Тема эта проходит через все творчество В.Черкесова то драматической прозой, то гармоничной рифмой, то аритмией верлибров, то спокойным белым стихом. Звонко, пронзительно поэт с помощью разнообразных поэтических приемов передает оттенки того, что зовется совестью. Нет ни одной строки в его творчестве, которую автор постарался бы приукрасить, подкрасить. Его творчество без примеси химии, как простой холст, на который художник трепетной рукой нанес письмена горестных будней и праздников, признавая только один принцип: “Нет школ (поэтических. – прим. авт.) никаких, только совесть да кем-то завещанный дар”. Возможно, поэтому его поэзия оказалась востребованной в самых разных изданиях – от “консервативного” “Нашего современника” до “одиозного” “Ариона”. Поэтические сборники его названы столь же просто и скромно: “Небо и поле”, “Заповедь”, “Летописец”, “Крестный путь”, “У светлой реки”: Он считает себя провинциальным поэтом и потому говорит с читателями без жеманных сравнений и метафор, без лексических кульбитов.
Отсветы давней войны
Мне
Через годы
Видны.
Отзвуки страшной войны
Мне
Через годы
Слышны.
Да не притупится зренье,
Пусть будет слух идеальный
И у других поколений
Родины многострадальной.
Эти поэтические строки стали не просто эпиграфом к документальной книге “Минерам было по 16”, но и своеобразным программным творческим призывом.
Не помню, кто из великих сказал: “Искусство – это умение сказать правду”. Черкесов не пытается искать форму для выражения правды, он называет ее в своих книгах. Мне нравится, когда пишут прямо.
Не для славы, не из тщеславия выпускает поэт областную детскую газету “Большая переменка”, учит ребят думать и любить поэтическое слово в студии “Родная лира”.
Прошлым летом Черкесов побывал в гостях у своего давнего друга журналиста Олега Тараканова. Написал цикл стихов о Карелии. Некоторые из них вошли в его новый юбилейный сборник “У светлой реки”.
Из Карелии я привез
Кисточку засушенных диких яблочек,
Похожих на краснобокие горошины.
Давным-давно
Дитя послевоенных голодных лет
Я лакомился такими же плодами
В далеком амурском городке.
Тогда они казались
Необычайно вкусными!
Попробовал сейчас –
Кислющие до оскомины.
Как это ни банально,
В детстве, да еще на Родине,
Все было сладким.