Русская и зарубежная литература в творческом сознании Елизаветы Гадмер
В начале XX в. драматургия была той творческой областью, которую в рос-
сии женщина начала осваивать позднее других, хотя, как отмечает М. в. Михай-
лова, «именно в серебряном веке художественное сознание оказалось наиболее
восприимчиво к идеям феминизма, и все более отчетливо начала звучать мысль,
что двадцатый век, вероятно, будет назван в истории “женским веком”, веком про-
буждения творческого самосознания женщины» [6, с. 7].
предметом нашего внимания стало драматургическое наследие уральского
поэта и писателя елизаветы саввишны гадмер (1863 — после 1933). художе-
ственный мир писательницы вторичен, он ориентирован на традиционные исто-
рико-литературные и культурные модели. однако, как нам думается, вторичность
художественной системы е. гадмер не отменяет ее самостоятельной культурной
значимости. ведь именно на материале «провинциальной», «вторичной» литера-
туры можно выявить специфику освоения массовым сознанием проблем, актуаль-
ных для «большой» культуры и «высокой» литературы. как писал д. в. жердев,
размышляя о специфике драматургии урала конца XIX — начала XX в., «наблю-
дается эффект отставания в формальных поисках и в проблематике в сопоставле-
нии с литературой “центра”. но, с другой стороны, отставание делает возможным
своеобразный синтез идей, что создает некоторую эклектичность, но представ-
ляет возможность оригинальных решений, напрямую выражает именно комплекс
представлений, характерный для провинциальной интеллигенции, тот культур-
ный фон, на котором создавалась — пусть даже через отталкивание — большая
литература» [3, с. 50]. творчество писательницы во многом является продуктом
ее читательской рецепции.
© харитонова е. в., 2015
249
первая из дошедших до нас пьес е. гадмер — драма в пяти действиях
«сусанна» (1893). другой вариант пьесы — «искупление» (1896). Эта драма
иллюстрирует отличительную черту творчества е. гадмер — разработку соци-
ально значимых тем и мотивов: это темы женского бесправия, жизни городской
бедноты, детской нищеты, изнурительного труда и т. п. в пьесе две подруги,
молодые женщины, мечтают о социальном служении: одна хочет пойти на фельд-
шерские курсы, другая стремится работать в школе. главная героиня сусанна
(в другом варианте — ева) не находит поддержки у мужа: она просит его уехать
в деревню, где она могла бы учительствовать и лечить крестьян, а он — зани-
маться сельским хозяйством, но получает отказ. сусанна не находит счастья
в семье, пытается искать его вне семьи — связывает жизнь с легкомысленным
и низким человеком, оставляет мужа и дочь, учится-таки на фельдшерских
курсах, возвращается к мужу и дочери в тот момент, когда покинутый ею муж
и подруга, на попечение которой она оставила его и дочь, признаются друг другу
в любви и строят планы на будущее. сусанна решает, что не может разрушить их
счастье и отправляется в уезд, где был голод, где свирепствует болезнь, где высо-
кая смертность, чтобы служить людям и этим искупить свою вину.
уезжая, героиня так объясняет свою позицию:
сам иисус христос сказал: «больше себя любви никтоже имать, да кто душу свою
положит за други своя!..». я и хочу положить свою душу… я буду беречь свои силы
вначале, чтобы как можно больше спасти человеческих жизней… я бы хотела быть
одной из последних жертв эпидемии. я вступала в жизнь с верой в людей, с готов-
ностью любить их, с желанием быть любимой ими! и очутилась одна в целом
мире!.. ни одной близкой души около меня! когда я гуляла сегодня, слышу, вдали
идет поезд… белый дымок всплыл над лесом, и показался локомотив… сердце во
мне так забилось, что я с трудом могла дышать… Мне так хотелось броситься под
колеса, чтобы они раздавили меня и разом покончили все… но это малодушие было
минутное… я еще не совсем эгоистка! Могу еще думать о других… зрелище моей
смерти не должно бросить тени на их будущее. я не хочу умереть смертью труса!..
хочу умереть в честном бою с опасностью! хоть раз в жизни сделать истинно доброе
дело!.. «поправлю все, все смертью искуплю!». (оборачивается к дому). вы будете
свободны!.. но я освобожу вас без кровопролития, без потрясающих сцен! вы будете
уважать меня!.. научите же лелю почитать мою память! [2, с. 56] 1 .
очевиден текст-прецедент финального монолога героини — это роман
л. н. толстого «анна каренина», причем финал пьесы е. гадмер внутренне
полемичен по отношению к финалу толстовского романа. как мы видим, при-
нимая решение, сусанна руководствуется евангельской заповедью жертвен-
ной любви к ближнему. желание толстовской героини отомстить мужу и нака-
зать его, избавиться от всех и от самой себя расценивается как эгоистичное
1 все упоминаемые и цитируемые пьесы находятся в отделе рукописей и редких книг
санкт-петербургской государственной театральной библиотеки. в тексте статьи пьесы
цитируются в хронологическом порядке с указанием страницы.
250
и малодушное — и потому отвергается героиней е. гадмер. она стремится при-
нести как можно больше пользы нуждающимся в ее помощи и освободить доро-
гих ей людей от своего присутствия, не омрачив их счастья.
в драме «былинка» (1904) создается образ писательницы как таковой,
«писательницы вообще». пьеса посвящена теме творчества, призвания поэта —
очевиден автопсихологический подтекст. е. гадмер здесь стремится привлечь
внимание к «трагическому положению регионального писателя-труженика, лите-
ратурного поденщика без имени» [4, с. 338]. при этом она выбирает условно-
фантастическую манеру письма. главную героиню зовут нина грузинская — она
носит имя святой равноапостольной нины, просветительницы грузии. одно из
действующих лиц пьесы, елизавета кульман, — призрак-галлюцинация. вымыш-
ленная даровитая писательница, рано умершая, появляясь в конце пьесы, уводит
с собой нину — та умирает. в пьесу включены сны героини, в которых ей явля-
ются редактор, помощник редактора, писатель, студент, рабочий, рудокоп, толпа
рабочих, женщин и детей. также во сне нине является некрасов. они беседуют
о призвании поэта, о служении литератора людям, о его посмертном признании.
Этот фрагмент драмы написан стихами:
кто, служа великим целям века,
жизнь свою всецело отдает
на борьбу за брата человека,
только тот себя переживет.
(снова играет нежная музыка и хор поет):
будь тверда, не знай сомнения,
крест неси свой до конца!
нет прекрасней назначения,
лучезарней нет венца.
(нина поднимает голову и сквозь слезы вдохновенно смотрит вверх, скрестив руки.
некрасов, как бы благословляя ее, простер руку) [2, с. 73].
общеизвестно, что именно н. а. некрасов провозгласил и последовательно
воплотил в творчестве мысль о том, что поэзия должна служить народу. кроме
того, по замечанию в. с. баевского, «он стал выразителем мыслей, чувств,
надежд, устремлений демократической интеллигенции, ее бытописателем и лето-
писцем» [1, с. 175], именно поэтому некрасов появляется в пьесе на персонажном
уровне и поддерживает юную писательницу в ее понимании поэтического твор-
чества как социального служения и исполнения общественного предназначения.
отметим еще один значимый мотив, который одновременно вводит еван-
гельскую тему и актуализирует пушкинский интертекст. ученик нины вася при-
носит умирающей нине птичку — после долгих уговоров мальчик соглашается
отпустить птичку на свободу. «птицы небесные, — отмечает о. в. зырянов, —
выступают у е. гадмер воплощением человеческой мечты о свободе и счастье.
251
таким образом, происходит подключение к традиционной романтической схеме,
выход к исконно романтическому конфликту земного и небесного, природного
и социального, свободы и неволи» [4, с. 332]. кроме того, издавна на руси суще-
ствовала традиция в праздник благовещения пресвятой богородицы отпускать
на волю птиц. Этот обычай символизирует стремление человеческой души осво-
бодиться от пут греха и соединиться с небом — вспомним пушкинское стихотво-
рение «птичка». в пьесе е. гадмер очевиден аллегорический смысл — главная
героиня освобождается от земного страдания.
нетрудно заметить, что е. гадмер стремилась насытить действие символи-
ческими и фантастическими элементами, уйти от «бытовизма», заявить о праве
женщины на мечту, надежду, на социальное и культурное осуществление.
последняя из дошедших до нас пьес е. гадмер — «ундина», авторская жан-
ровая номинация — фантазия в шести действиях, 1909 г.
в пьесе на первый план выступает проблема преображения души, прохо-
дящей через испытания, ее просветление, обретение ею внутренней цельности.
проблематика пьесы традиционна: это и вопросы различения/неразличения
добра и зла, сращенность/противоположность жизни и смерти, близость/разъеди-
нение благого и демонического начал в человеческой природе. главным «при-
знаком» человека, по е. гадмер, становится способность к любви, причем в ее
духовно-телесном синкретизме. автор стремится создать чистый образ души-
психеи, отпавшей от бога, но страстно стремящейся его обрести. она находит
и воплощает себя в жертвенном служении людям.
создав в пьесе «ундина» свое «русальное действо», восходящее корнями
к славянской мифологии, к ее литературной модификации в творчестве гоголя,
оттолкнувшись от канвы андерсеновской «русалочки» и «ундины» де ля Мотт
Фуке, «ундины» жуковского, е. гадмер, в сущности, способствовала дальней-
шей разработке русалочьей темы в искусстве XX в., зазвучавшей впоследствии
мощно у алексея ремизова, леси украинки в «лесной песне», в «старых богах»
армянского драматурга л. Шанта.
в обозначенном контексте трудно проигнорировать еще одно «русальное
действо» — пьесу з. н. гиппиус «святая кровь», опубликованную в «северных
цветах» за 1901 г. в своей драме гиппиус актуализирует другой контекст — она,
собственно, разрабатывает коллизию «преступления и наказания» достоевского,
потому что желание русалочки аннушки обрести человеческую бессмертную
душу сопряжено с пролитием крови. в пьесе з. гиппиус любовь обретает самые
страшные формы и смыслы: любовь-насилие, любовь-убийство. русалочка,
«богоданная дочка», убивает отца пафнутия, которого она искренне любит,
убивает, как она думает, «во имя» и «по воле» всевышнего, а на самом деле по
науще нию ведьмы. она руководствуется благими намерениями — она готова
принять «вечные муки» ради спасения от вечных мук дорогого ей человека, но
на деле все выходит иначе. на «преступление и наказание» как текст-прецедент
указывала и современная з. гиппиус критика [6, с. 9]. пьеса е. гадмер не дает
нам оснований утверждать, что уральская писательница была знакома с пьесой
252
своей известной современницы, однако общность одного из мотивов и его поле-
мическое переосмысление обнаруживают влияние пьесы и в целом творчества
з. гиппиус на пьесу е. гадмер. известно, что сознанием з. гиппиус владела идея
духовного брака как прообраза истинных человеческих отношений. в пьесе
е. гадмер эта установка принадлежит ундине, эта мысль внушена ей ее дядей
струем из корыстных соображений, он влюблен в свою прекрасную племянницу
и надеется, что гульбранд оставит свою супругу, избегающую телесной стороны
супружеской любви. Это ложное, по мысли автора, предубеждение приводит
союз ундины и гульбранда к краху, и оно же мешает ундине обрести душу. душу
ундина обретает, когда, будучи отвержена гульбрандом, решает вместе со своим
дядей струем посвятить себя служению людям.
инвариантный сюжет всего творчества е. гадмер, в том числе его драма-
тургической составляющей, — это, по словам о. в. зырянова, «романтическое
стремление лирического героя в область мечты и идеала, пусть сиюминутное
обретение счастья и неминуемые разочарования, измена, обман» [4, с. 327], пре-
одолеваемые жертвенной любовью и служением людям, понимаемым как дейст-
венная помощь ближнему.
Эта мировоззренческая установка в полной мере проявилась в жизни писа-
тельницы: роль е. с. гадмер в культурной и социальной жизни региона рубежа
веков трудно переоценить именно благодаря ее просветительской и благотвори-
тельной деятельности [см.: 4, с. 319].
рассмотрение драматургического наследия е. гадмер позволяет увидеть
в ее творчестве попытку синтеза реалистического и модернистского искусства.
е. гадмер создала круг драматических произведений, не обладающих художест-
венной масштабностью и ярко выраженной оригинальностью, но посвященных
проблемам своей страны и эпохи, отвечающих интеллектуальным, эстетическим
и нравственным запросам современников. еще Ю. М. лотман заметил, что «мас-
совая литература устойчивее сохраняет формы прошлого и почти всегда пред-
ставляет собой многослойную структуру» и поэтому в ней «самые различные
идейно-художественные системы прошедших эпох функционируют как живые»
[5, с. 823]. так, в творчестве е. гадмер можно усмотреть и евангельские мотивы,
и пушкинский интертекст, и некрасовскую линию — на уровне проблематики,
традиции натуральной школы, толстовские аллюзии, неоромантические тради-
ции, символистские тенденции. творчество е. гадмер в значительной степени
является продуктом и результатом ее читательской рецепции; творческие интер-
претации классических текстов русской и зарубежной литературы уральской
писательницей способствовали формированию определенного типа читательской
культуры.
Литература
1. Баевский В. С. история русской поэзии: 1730–1980 гг. компендиум. смоленск, 1994.
2. Гадмер Е. сусанна : драма в 5 действиях. спб., 1893 [машинопись] ; былинка : драма
в 4 действиях. спб., 1904 [машинопись] ; ундина : фантазия в 6 действиях. спб., 1909
[машинопись].
253
3. Жердев Д. В. уральские драматурги конца XIX — начала XX века // дергачевские чте-
ния : тез. докл. и сообщ. науч. конф. екатеринбург, 1992. с. 47–50.
4. Зырянов О. В. елизавета гадмер: опыт авторского книготворчества // Эволюция жанров
в литературе урала XVII–XX веков в контексте общероссийских процессов / о. в. зыря-
нов, т. а. снегирева, е. к. созина и др. екатеринбург, 2010. с. 318–341.
5. Лотман Ю. М. Массовая литература как историко-культурная проблема // лотман Ю. М.
о русской литературе. спб., 2005. с. 817–827.
6. Михайлова М. В. «бабы с пьесами…» в эпоху modern // женская драматургия серебря-
ного века / сост., вступ ст. и коммент. М. в. Михайловой. спб., 2009. с. 5–60