Далеко на севере, у самой финской границы, в селе Тикша, поныне живет память о старинном порубежнике Ийване, прозванном Роккачу. Варианты – Рокаччу, Рокач, даже Рогач. Я слышал в тех краях, в поселке, украшенном колоннадой сосен и песчаными улицами, предания о воине границы. Поклонился почитаемому легендарному “кургану Ийваны” и в школьном уголке предка побывал.
Деяния приурочены историками к ХVII веку. Известный антрополог М.М.Герасимов воссоздал физический облик Ийваны. Лучший специалист по карельскому фольклору проф. В.Я.Евсеев первым записал предания о народном герое. И вот, по одной из версий прозаического эпоса о Роккачу узнаем: дожил он “до дивией старости”. И однажды встретился с самим Петром Великим!
– В старину приходили кровавые руочи-шведы, – повествуют карелы. – Людей убьют. Коровы ввечеру воротятся домой – и коров побьют. В Тикше пастушонок Ийвана прославился. Играл на кантеле, усыпил на острове шайку шведов. Угнал лодку. Остались “гости” на отоке. Иной раз отогнал убийц, нарядив в кафтаны сто ольх на берегу. Приклонил к ним обоюдные карельские прялицы-куожали. Враги ведь приходили, когда мужики в лесу. А тут глядят: войско с мечами! Убежали к себе за болота!
– Подрос Ийвана. Стал неро – вождем воинов роккачу, мстителей, едоков походной рокки – ухи, приправленной житом. Всю жизнь сражался со шведами. В старости, правда, доводилось ему откупаться от королевских вояк золотом. Помогало и заклятье – слыл чародеем.
– Заболел Осударь, про которого у нас поют “Сын Карелии красивый”, послал в Тикшу гонца: “Вылечи! Получишь лодку червонцев!” Пишет Роккачу на берестяном урывке: “Иди навстречу мне, укротитель шведов!”. Петр мчится на санях из Петербурга. Ийвана – на лыжах из Тикши. Встретились на полпути от Тикши до Питера; у речки Раударги. Теперь она, правда, заросла ивняком, у Габозера, там, близ Спасской Губы.
– Как станем лечиться?
– Наперво срубим баню.
Принялся Ийвана парить Петра, обмакивая веник в воду источника у рудяного болота, произнося заклятье:
Прилетел Орел с востока.
Он земли крылом касался.
А другим – касался неба.
Под крылом – героев сотни,
Тысяча мужей на перьях.
Тяжела для птицы ноша…
О ты, рыжее железо!
Кровь земли, руда болота!
Силу дай Орлу востока,
Крыльям дай размах широкий!
В этой бане пару вдоволь:
Пусть тепло согреет тело,
Возвратит вода здоровье!
Велел Ийвана пить рудяную воду. Осударь выздоровел кряду. На войну поехал – короля Карлу бить. Вернулся с победой. “Построю здесь церковь!” – сказал. “А я посажу сосну!” – решил Роккачу. Они и поныне стоят в Марциальных Водах рядышком: храм и святое дерево. В былые годы на его ветвях крестьяне из ближних селений – Утуки, Тереки, Готнаволока, – привязывали “ветровые платки” – туулипайкка. Чтобы помнить дружбу Ийваны и Петра, силу рудяной воды. “Расстаемся, старик! – сказал Петр. – Бери награду!” – “Не надо лодки червонцев. Освободи родичей от солдатчины. Довольно мы пролили своей крови на рубеже. Ивовый посох лучше золотого меча”. Долго хранилась в божнице грамота с подписью “Петръ”.
Опубликовано: «Северный Курьер», 6 ноября 2001 г.