“Трибуна”, еженедельная газета, №1, 14 января – 21 января 2010 года
Во всем мире знают, что Санта-Клаус или наш родной русский Дед Мороз – приносит подарки на Рождество и Новый год. Однако, немногие догадываются, почему именно он стал символом зимних праздников. За почетное звание родины щедрого старика-волшебника соревнуются несколько скандинавских стран, тем не менее, у теплой южной Турции гораздо больше прав утверждать, что Санта-Клаус родом именно из этих благодатных мест. Звучит неправдоподобно? Отправимся проверить легенду в турецкий город Демре, в античные времена называвшийся Мирой, что в Ликии.
С V века до н.э. в этих краях жили ликийцы, своеобразный и талантливый народ, весьма небанально подходивший к теме загробной жизни. Горожане хоронили своих покойников в скалах, чем выше социальный статус усопшего – тем выше было высечено и его последнее пристанище, поскольку считалось, что это облегчает путь души к небу. Своеобразные гробницы богато украшались барельефами и резьбой. Эти странные могилы сохранились до наших дней, любой турист может увидеть их неподалеку от полуразрушенного греко-римского театра, размеры и акустика которого впечатляют и сегодня.
Странное соседство? Вовсе нет! Ликийцы верили, что человек, умирая, просто переходит в другое состояние жизни, поэтому они называли усопших «заснувшими» и старались обеспечить снаружи привычное течение жизни, в том числе – развлечения. А вот входить в запечатанные некрополи запрещалось: жители города страшно боялись чем-либо нарушить течение нового бытия родных и близких.
В III веке до н.э. в Ликии, в городе Патары, родился долгожданный младенец Николай, которого пожилые родители Нонна и Феофан обещали посвятить ребенка служению Богу. С детства проявлялись необычные способности Николая, который прекрасно учился, получил церковный сан и вскоре стал епископом в молодой христанской церкви.
Чудотворцем он был назван еще при жизни: не только за свои уникальные духовные способности, дар ясновидения и исцеления. Епископ всегда много общался с людьми и был в курсе того, у кого какие беды и потребности. И вот, однажды ночью накануне Рождества, он собрал мешок с подарками для паствы, и, надев темный капюшон, пошел по окрестным домам разносить дары. Он забрасывал подарки в печные трубы или в окна, оставлял на порогах. Кто-то получил еду, кто-то – одежду или деньги, но на утро все жители вдруг стали обладателями того, о чем они мечтали, что было жизненно необходимо. «Это чудо!» – разнеслось по городу. Такие «чудеса» продолжались ежегодно, но все тайное становится явным: наконец горожане узнали, кому именно они обязаны подарками! Народная любовь к епископу только возросла.
Николай много путешествовал, жил в
Палестине, совершал паломничества по святым местам. Во время странствий он не раз проявлял чудеса усмирения стихии, спасения кораблей и моряков. Этот великий молитвенник мечтал об уединенном служении Богу, но его главной духовной миссией стало служение людям. Вернувшись из странствий, Николай стал архиепископом Ликии, помогал своей пастве и словом утешения, и делом. Во времена гонений на церковь он поддерживал верующих, укреплял их дух. Будучи человеком незаурядного ума и высокого сана, он принимал участие во Вселенском Соборе, подвергался заключению за свои взгляды.
Сегодня рассказывают множество чудесных историй из жизни святого Николая. Интересный факт: на сегодняшний день в Демре нет ни одной христианской семьи, автобусы с туристами и паломниками приезжают и уезжают в течение светового дня, а богослужения в полуразрушенном христианском храме, где служил архиепископ, проходят крайне редко. Сам постройка крайне живописна: несколько раз перестраивалась, на стенах видны остатки стародавних фресок. В силу почтенного возраста храм расположен на несколько метров ниже современного культурного слоя, поэтому к нему нужно спускаться по ступеням.
Мусульмане, живущие в Демре
и преимущественно занятые в сельском хозяйстве, с огромным пиететом относятся к местной святыне – храму, который стал музеем, а символом города почитается христианский святой Николай. Его статуя, а также изображение в образе Санта-Клауса находятся на главных площадях городка. Мусульмане тоже почитают Николая, уважительно называя его «Ноэль Баба».
После смерти мощи святого упокоились на долгие столетия в мраморном саркофаге в храме, где он служил. Но им предстояло еще совершить долгое путешествие. В 1087 году, во времена завоевания Малой Азии турками-сельджуками, останки святителя были перевезены в Италию купцами барянами-христианами, ненадолго опередившими других охотников за святыми мощами – венецианцев. Поэтому сегодня мощи Николая находятся в городе Бари. Тем не менее, не зарастает народная тропа и в Демре, к взломанному тысячелетие назад мраморному саркофагу святого. Паломники рассказывают, что после посещения этого места меняется жизнь, сбываются заветные желания, открываются новые пути.
Великого архиепископа запомнили как защитника невинно осужденных, покровителя путешествующих, помощника в бедах и невзгодах. В России «Николай Угодник» – один из самых любимых народом святых. А в своем другом обличье – доброго рождественского волшебника с бородой, приносящего подарки, – святитель Николай каждый год появляется в наших домах. И мы, как в детстве, ждем от него исполнения желаний и чуда.