Русский Север

Русский Север

ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ
( 22 сонета)
1.
Увидеть Бога! Нет прекрасней цели.
Читаю на досуге пятирик.
Трудами этой плотницкой артели
Здесь восьмерик встает на восьмерик-
Как если б тубус вытянуть хотели!
Пока я к этим высям не привык,
Но вглядываюсь в них. Так неужели
Означился в лазури Божий лик?
Уже не сможет сбить фокусировку
Мир суетный! Я горнее воочью
Сейчас узрел- себя я перерос.
От храма взяв и легкость, и сноровку,
Я поднимаюсь прямо к средоточью,
В котором означается Христос.
2.
Увижу сверху: крестовидна в плане
Громада церкви! Сеть координат
Мне задается? Были боль, страданье-
Ужасно это: наш Господь распят.
Я медлил! Это было выжиданье.
Я струсил! Колебанья норовят
Разрушить веру. Кайтесь, христиане-
Досель пред Богом каждый виноват.
Что этот храм? Подобие Фавора.
Но вместе с тем Голгофская вершина
В нем проступает. Сколько смыслов тут
Заложено! Спасу ль от оговора
Тебя, мой Бог? В душе растет кручина.
Но и сомненья подлые растут.
3.
Что в основаньи храма? Крестовина.
Вновь памятью голгофского креста
Повеяло! Душа моя повинна.
Но черное распятье неспроста
Вдруг процвело! И что мне домовина
Спасителя? Она давно пуста.
Крест плодоносит-чудная картина.
Взмывает крест-какая высота!
Я прозреваю в храме Древо жизни,
Которое себя через распятье
Преобразило дивно! Зацвети-
И соками зиждительными брызни,
Даруя духу ширь и восприятье!
Уводят к небу дольние пути.
4.
Четыре упоительных каскада
Передают землянам свой разгон-
Не я ли о полете грезил смлада?
Притягивает яркий Орион-
Зовет Стрелец. Мне каждая Плеяда
И дорога, и люба! Испокон
Здесь небо и земля искали лада-
Не в Кижах ли союз их укреплен
Чудесной стяжкой? Этот храм как скрепа-
Звено соединительное! Ныне
Усиливаю сущностную связь.
Ночница-смерть! Она теперь нелепа.
Ее мы побеждаем в благостыне,
К преображенским токам подключась.
5.
Во сне увидел лестницу Иаков-
С ее подобьем встречусь наяву
В чудесных Кижах. Символ одинаков
И там, и здесь-пусть он войдет в молву,
Пугая упырей и вурдалаков.
Мы в горнюю восходим синеву-
И нам дается лучший в сонме знаков!
Сейчас я не во времени живу-
Я вечности причастник благодарный.
Откуда удивительная тяга,
К полночным уводящая мирам-
И выше их? Мне явлен свет нетварный-
И образ победительного стяга
С Христовым ликом! Воспаряет храм.
6.
Что восьмерик? В нем явно приближенье
К идее круга. Вечности печать
Лежит на нем. Земное притяженье
Научится мой дух одолевать,
Верша свое исконное служенье
В старинном храме. Сходит благодать-
И мнится: началось Преображенье-
Сейчас я тоже должен просиять.
Восьмерики, поднявшись друг на друга,
Не зря дают проекцию такую:
При виде сверху сразу распознай
Три идеальных концентричных круга-
Знак Троицы! Я сердцем возликую-
Я вместе с Данте созерцаю Рай.
7.
Вхожу за Дантом вслед, благоговея,
В святое средоточье трех кругов-
Мне храм помог достигнуть Эмпирея!
Я к полному теозису готов.
Тут встречу я и Сапфо, и Орфея.
И даже самых светлых из богов
Языческих! Особый дар имея,
Провидели они и путь Христов,
И зоревое чудо Воскресенья!
Глядите: вот Озирис и Изида
С пророками о чем-то говорит.
А это Персефона! Свет спасенья
Лег на нее-как не было Аида!
Здесь Элевсинский деется обряд.
8.
Нам не забыть мистерий Элевсина-
Ведь и Спаситель шел путем зерна.
Как наш народ узнал про Бога-Сына?
Вот Византия-славная страна.
Вот Греция: мы чувству лада, чина
Учились там! Из Киева волна
Пошла на Север. Это чья пятина?
Из Новгорода тянется струна,
Столь несомненно Кижей досягая.
Я тут себя преемником Эллады
На полном основаньи осознал.
Вы скажете. что здесь краса другая?
Но связь уловит пристальные взгляды-
Да просквозит единый идеал!
9.
О, лестницы крутые! Их четыре-
Приставленные прямо к небесам,
Они сойдутся в горнем иномире!
Кто нас встречает- не Христос ли сам?
Здесь горизонты делаются шире,
Нас выводя к Весам и Близнецам-
Софийный космос воспою в стихире!
Но ускоренье новое придам
Полету храма- и за грань Вселенной
По маршам этой лестницы в экстазе
Необратимо я перешагну-
Не надо колокольни высоченной?
Охватываю все разнообразье
Надземных сфер- их лад и светизну.
10.
Вас двадцать две! Да скажут эти главы
Многоголосьем зычным, громовым:
Гонители и лживы, и лукавы-
Гонимый Бог вовек несокрушим,
Хоть нет жесточе, гибельней расправы.
Спаситель наш! Он вечностью храним.
Им посланный, в лучах премирной славы
Над Кижами пронесся серафим,
Шестью крылами вихри создавая,
Опасные для всяческого тлена-
Пускай отступит распря и раздор.
Сплотиться надо! Нота волевая
В звучаньях храма боговдохновенна-
Прекрасный победительный мажор.
11.
Собор на Рву- и храм Преображенья:
Меж нами очевиден диалог:
Естественны сейчас мои сближенья!
Небытие Спаситель превозмог-
И потому желает продолженья
Земная жизнь! Ее затеплил Бог,
В ней воплотив идею умноженья,
Ей даровав бессмертия залог.
Два храма-как поэмы изобилья,
Избыточности щедрой! Ждет приплода-
Прироста хочет вся земная тварь.
О, бытия священные усилья-
Стремленье быть! Пророчествуй, природа-
На Пасху в синий колокол ударь.
12.
О, вихревые крутни и спирали
На многоцветных главах Покрова!
Они свой импульс Кижам передали-
Как не заметить явного родства?
Воспрянул прах. И озарились дали.
И наконец-то в полные права
Вступила вечность! Храмы предвещали,
Что Дух проникнет в недра вещества-
И все его сокрытые бутоны
Нам явит неизбывное цветенье!
Смотрите: распустился в синеве
Сонм райских роз! Чисты и благовонны,
Они душе даруют вдохновенье;
Я их пересчитал-их двадцать две.
13.
Здесь Дух процвел. И вот плодоношенье
Являет храм. Нам эта красота
Навек дана. Возможно ль угашенье
Того неопалимого куста,
Чье пламя и подъем, и возвышенье
Дарует срубам? Поросль глав густа-
Великолепным было орошенье:
Кровь капала-вот смертная черта-
И благодатью будущность питала!
Покуда дни мы друг на друга нижем-
Но скоро пресечется этот счет.
Нельзя представить лучшего финала:
Фаворский свет нисходит к нашим Кижам-
Вовсю Преображение идет.
14.
Опорой для свободного подъема
Да станет столп! Мы восемь граней в нем
Означим четко. Ввысь душа ведома-
Мечтали мы всегда о неземном.
Что ни ступень, то ширь у окоема
Заметно больше! Скоро мы нырнем
В синь занебесья. Нам она знакома
По странным снам. Но то, что было сном-
В заветных Кижах стало явью!
Ступенчатые звонкие прирубы
Выводят к Богу с четырех сторон-
В полете доверяюсь многоглавью.
Зачем телескопические трубы?
Мы выше неба- мир преображен.
15.
Увидит мир Илью и Моисея;
Ученики падут на землю ниц,
Едва ли чудо это разумея-
Ведь им сейчас в сиянии зарниц
Является Христа первоидея-
Лучистый эйдос! Это вне границ-
Вне наших рамок! Замысел имея
Подняться в небо, крылья не у птиц
Хочу занять- от северного храма
Душе передается ускоренье.
Все радует- и ритмы этих глав,
И лемеха серебряная гамма!
Охватит нас Фаворское горенье,
Пуская судьбы в полный переплав.
16.
О, Севера таинственные виды!
Я отыскал прародину свою.
Дух Китежа- и даже Атлантиды-
Средь шхер учуяв, космос раздвою
На здесь и там. Что дольние обиды?
Я поднимаюсь к инобытию.
Влекомый архетипом пирамиды,
Его я в этом храме узнаю-
Я наслаждаюсь этим силуэтом!
Особо он волнует на закате,
Когда и устремленье, и порыв
Усилены стократ волшебным светом-
И это обостряет восприятье
Глубоких занебесных перспектив.
17.
Вот истина! Я спорить с ней не вправе-
Сейчас ее являет на свету
Прекраснейшее двадцатидвухглавье!
Его за откровение сочту-
И приобщусь к Фаворской горней славе!
Меня уводит церковь за черту
Обыденного! Теневое, навье
Осталось позади- и я расту,
Перекрывая рубежи Вселенной!
Ее наихрустальнейшая сфера
Находится сейчас в моей груди-
Вмещаю космос! Красотой нетленной
Раскрылась победительная вера-
И Троицу я вижу впереди.
18.
Что в ритме поражает? Нарастанье!
Энергия у храма такова,
Что дух взмывает! И Гиад блистанье,
И звездный Лебедь, полный торжества-
Все близко, рядом. Даль и расстоянье
Теперь условны. Видишь острова
Других галактик? Мы на мирозданье
Взираем сверху-нам даны права
Творить свободно космосы другие.
Наш мудрый Бог родился человеком,
Чтоб человек однажды Богом стал.
Я это в Кижах осознал впервые,
Парсек одолевая за парсеком-
Фаворский в храме явственен запал.
19.
Мой Китеж всплыл! И сразу китежане
К заветным Кижам направляют путь-
Успешно тут свершается стяжанье
Святого Духа! Сердцу не минуть
Прозрений ярких. Вот их содержанье-
Их пафос: всеобъемлющая суть
Нам явлена! Ласканье, ублаженье-
В касаньях тайных! Можно зачерпнуть
Из этой чаши, полной благодати:
Она неупиваема от века;
Ее ль изобразил Андрей Рублев
Пред Троицей? Снимаются печати-
Ждут в Заонежьи Богочеловека.
И Он грядет! И это выше слов.
20.
Из тьмы неизрекомой, небытийной
Был вызван мир, являя красоту-
И Богу соразмерностью софийной
Погост ответил! Я ансамбль прочту
Как некий текст. Он полон литургийной
Гармонией! Ночную немоту
Прорезали-наперекор стихийной,
Недоброй тяге в смуту и тщету-
Три возгласа! Три четких восклицанья
Восславят нашу Троицу Святую
Поползновеньям ада вопреки.
Что означают лемеха мерцанья-
Фаворский отсвет? Смерть опротестую,
Провидя мир без боли и тоски.
21.
Как благолепна кижская триада!
Овеществляя чаянья и сны,
Она полна особенного лада-
Три ипостаси в ней отражены.
Угроза и дробленья, и распада
Еще не снята. Снова кощуны
Вихрь завивают-где моя ограда?
Мы обратиться к Сергию должны.
Да будет наша воля непреклонна,
Крепя единство! В чудном велигласьи
К нам с неба сходит ангельская рать.
Мне Кижи-словно Троицы икона.
Свои союзом учат ипостаси,
Как дух раздора надо побеждать.
22
Зачем я вспомнил дантовы терцины
Среди просторов северных, лесных?
Строения в ансамбле триедины:
Нам просияла Троица сквозь них.
Откуда свет? Из недр первопричины.
Откуда звук? Мне эхо рифм тройных-
Как весть благая. Говорят глубины,
Что вновь небесный явится Жених-
И ради этой встречи неминучей
Мы в поднебесье лестницу возводим,
О горней повествуя высоте
На несравненном языке трезвучий!
И всем своим лазурным многоводьем
Онего вторит этой лепоте.
Преображенская церковь и догмат Троицы
Преображенская церковь проявила и закрепила ключевые архетипы христианства. Среди них-тринитарный архетип: церковь является зеркалом Святой Троицы-ее неявной иконой. Схожую по своей сущности и структуре символику мы обнаруживаем в финале ” Божественной комедии” Данте- поэту на пике его восхождения раскрывается такой образ Святой Троицы:
Я увидал, объят Высоким Светом
И в ясную глубинность погружен,
Три равноемких круга, разных цветом.
Восьмерик является аппроксимацией круга.
Три восьмерика Преображеснкой церкви в проекции на плоскость дают троекружие. Можно предполагать, что у Данте три круга соприкасаются друг с другом, тогда как в Преображенской Церкви нам предстает их концентрическая композиция. Входя в Преображенскую церковь, мы как бы готовим себя к теозису-оказываемся в средоточии символа, вторящего троечислию главного христианского догмата.
Преображенская церковь крестовидна в плане. С. Н. Булгаков писал о том, что крест-” прямая икона триипостасности”. Графичексий образ креста создается пересечением двух перпендикулярных линий проходящих через три симметрично расположенные точки-эта геометрия имманентна плану Преображенской церкви. Троекружие, наложенное на крест: такова обобщенная схема сооружения. Одна и та же идея получает в нем два различных выражения. О Святой Троице храмом сказано дважды. Оба символических представления- в своих сущностных глубинах-изоморфны друг другу.
Триада Кижского ансамбля тоже звучит в унисон Святой Троице. О Триедином Боге в Кижах поведано трижды-и это изумительное троекратие глубоко созвучно тринитарной философии, суть которой на Руси столь глубоко выразил Сергий Радонежский, Епифаний Премудрый и Андрей Рублев.
2005 г.
Юрий Линник