Рипсимэ Асильянц в статье “О женщине армянской”

Опубликовано: информационно-аналитическая газета Армянской диаспоры стран СНГ “Ноев Ковчег”
Автор: Роберт Баблоян.

«Я люблю этих смелых людей…

…Терпеливых седых матерей, –

Вот Армении подлинный образ…»

Пролог. О женщине сказано много. О ней и поныне говорят. Она и сама о себе говорит: иногда с трибуны, иногда трудом, но чаще всего молча – тем общепонятным и общепринятым языком, который принято называть обаянием. Не под этим ли обаянием с незапамятных времен рождались шедевры Шекспира, музыка Моцарта, поэмы Пушкина? Не его ли волшебное колдовство на всю жизнь сохраняет в нас чарующую любовь к женщине: нашей матери, сестре, подруге?

Так я думал и написал сорок лет назад в одной московской газете о женщине. О женщине вообще.

Начало. Сегодня, накануне 8 марта, я подумал об армянской женщине. По-моему, армянская женщина – вдвойне женщина. Рожденная и созревшая на стыке Европы и Азии, она вобрала в себя трезвость и практичность Запада и эмоциональность и верноподданность Востока. И это, наверное, не случайность, когда с древнейших времен мудрые русские цари (Владимир, Иван Грозный и т.д.) брали в жены армянскую женщину. Да и не цари – тоже: сплошь и рядом (Ботвинник, Пиатровский, Сахаров и т.д.)… Брали! Плохое слово; нет, доверяли себя армянке.

К месту вспомнить, что и армянские цари не чурались представительниц других народов. В книге Айка Хачатряна «Армянские королевы» (Ереван, «Амарас», 1998 г.) приводятся данные, что из 150 жен армянских царей, начиная с IХ века до н.э. и по ХIV в. н.э.) только 103 из них были армянки. Для любопытных скажу, кем были по национальности остальные жены. Одна ассирийка, две аланки (осетинки), 4 грузинки, 6 персиянок, 6 римлянок, 8 парфянок, 9 гречанок, 10 француженок и… одна монголка.
Сегодня, оглядываясь в далекое прошлое нашего, рассеянного почти по всему миру, народа, мы не очень много встречаем имен великих творцов-армянок. То ли и в действительности их было не много, то ли о них не удосуживались писать (то ли мне в руки не попались такие сведения).

Сегодня, оглядываясь в недалекое прошлое нашего народа (скажем, в годы Советской власти), мы находим уже не мало знаменитых наших единокровных сестер, пусть даже порою с непривычным фамильным окончанием. Это и творцы – писатели, художники, ученые, и исполнители – артисты, музыканты и т.п.

Трудно, да и не правомочно мне выстроить рейтинговую лестницу и называть их в строгой последовательности, как это было принято с фамилиями членов Политбюро ЦК КПСС.

Армянки-творцы. На вершине литературного Парнаса, наверное, мы видим таких гигантов-мастеров слова, как Мариэтта Шагинян и Сильва Капутикян. Среди 94 писателей, перечисленных в «Библиографическом указателе Армянской Литературы» (Ереван, 1972 г.) женщины составляют октет. Это: Рипсимэ Погосян, Маро Маркарян, Аракс, Ахавни, Анаит Саинян, Анжела Степанян, Анаид Секоян и, конечно, уже названная мною Сильва Барунаковна Капутикян.

Не берусь перечислять имена всех сегодняшних наших творцов: мастеров пера и мысли. Может, даже не всех я знаю, но не могу не упомянуть имена моих русскоязычных московских коллег, чей труд и талант уже давно для многих российских людей стали воротами в армянскую художественную литературу как в оригинальном виде, так и в переводческом жанре. Это прекрасные поэты Сэда Вермишева, Алла Тер-Акопян, Нина Габриелян, Анаит Баяндур и др.

В области изобразительного искусства я с благоговением хочу назвать имена таких талантливых армянок-скульпторов ХХ века, как Арцвик Урарту, Мариам Акопян, Тереза Мирзоян. Стены многих музеев мира украшают полотна признанных живописцев-армянок: Наны Гюликехвян, сестер Ерануи и Мариам Асламазян; знакомых мне не только по их произведениям, моих современниц: Лавини Бажбек-Меликян, Арминэ Каленц, Кнарик Оганесян, Рузанна Кехян и, конечно, волшебная сказочница из Тбилиси – Гаянэ Хачатрян.

Пусть простят мне те наши армянские художницы из разных городов Армении и мира, имена которых я не назвал. Газетные рамки не позволяют это сделать. А работы и имена иных художниц, возможно, еще не дошли до моего Глаза и Уха.
Армянки-исполнительницы. Надо сказать, что в многотомной Армянской энциклопедии имена армянских женщин – музыкантов и артистов намного больше, чем в сфере изобразительного искусства. Не трудно заметить, что, если на русских, или, особенно, грузинских застольях песня, как правило, звучит в коллективном исполнении, то у нас, у армян, чаще всего солирует женщина. И не случайно, что на Олимп этого жанра искусства поднялись такие певицы с мировым именем, как Айкануш Даниелян, Тамара Ханум, Гоар Гаспарян, Зара Долуханова, Лусинэ Закарян. Наверное, нет среди моих сверстников, перешагнувших за полстолетия, кто не плакал от удовольствия, слушая пение таких всенародных любимцев, как Татевик Сазандарян, Арев Багдасарян, Араксия Гюльзадян.

Голос наших соотечественниц заслуженно громко – и в прямом и в переносном смысле – звучал и звучит и за горами Кавказскими. Лили Чукасзян, Лусин Амара, Шер (Шерилин Саркисян) – все из США, Сильвия Вартан и Рози Армен из Франции, сестры Лисициан… из Москвы.

Кто из нас не восторгался высоким исполнительским мастерством пианисток Светланы Навасардян и Марии Гамбарян, виолончелистки Медеи Абрамян, скрипачки Зои Петросян, великолепного главного дирижера Московского армянского камерного хора Нелли Андриасян? Не могу не назвать имена и двух талантливых театральных режиссерев Москвы, это – Светлана Врагова (театр «Модерн») и Жанна Агасян (театр-студия «Галатея»).

В этой маленькой газетной заметке я не упоминаю имена выдающихся ученых-армянок. Возможно, мы к ним со временем вернемся персонально. Назову только одно имя – Сиран Тиграновна Арцруни, открывшая и подарившая науке новый минерал «арцрунид», увековечивший имя своего древнего царского рода.

Немного истории. Как известно, на ранних этапах развития человечества ведущую роль играла женщина, что и позволило назвать этот период (с 40 тысячелетия до н.э. и до V-VI вв. н. э.) матриархатом. Надо сказать, что матриархат был характерен для начального развития многих стран мира. Думаю, для Армении – тоже.Представляете, более 40 тысяч лет в Древнем Мире нами – мужчинами – рулила женщина?! А вдруг история повторится!?

Вспомним, что Армянский пантеон имеет, скажем так, и своих национальных богинь. Богиня Анаит считалась «славой и спасительницей нашего народа», «матерью всех добродетелей». Еще Страбон писал, что «в особом почете культ Анаитиды у армян, которые в честь этой богини построили святилища в разных местах…»
Анаит отождествлялась с греческой богиней Артемидой (Дианой), а греческая Афродита – с армянской богиней любви – Астхик. (Бронзовая скульптура головы богини Анаит нынче хранится в Британском музее Лондона).

Эпилог. Сопоставляя процентное соотношение великих представителей нашего народа – мужчин и женщин – я на миг призадумался: «А почему так мало выдающихся женщин в армянской истории? И так относительно много гениев-мужчин с мировой известностью?» Ответ нашелся не сразу. Но нашелся! Оказывается, самая значительная миссия армянских женщин – рожать этих гениев! А чем это не великое дело?!
И все-таки хочу повториться. Армянская женщина – вдвойне женщина. Рожденная и созревшая на стыке Европы и Азии, она вобрала в себя трезвость и практичность Запада и эмоциональность и верноподданность Востока.

…Заменив одно слово («российская» на «армянская») в известной оде Ломоносова хочу закончить свою статью так:

«Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов («Ньютонов» – Р. Б.)
Армянская земля рождать».