Например, то и дело в самых разных местах, не исключая небольшие и совсем вроде бы не туристические городки, мелькают гостевые домики с израильскими флажками. Сначала это удивляет, но потом выясняется, что в Гватемалу приезжает весьма много молодых израильтян, которые после службы в ЦАХАЛе месяцами путешествуют по Латинской Америке. Здесь интересно, дешево и весело! Я встречала таких веселых ребят с рюкзаками в древней столице Антигуа, на мистическом озере Атитлан, на майяских развалинах, в Панахачеле и в Сан-Педро… Приветствие «Шалом!» было нашим паролем и позывным, после которого мы рассказывали друг другу о том, что удалось повидать и куда действительно не стоит ехать, чтобы не пускать на ветер время и «кетцали» — экзотические местные деньги. Если обратиться к историческим хроникам, то очевидно, что первые еврейские поселенцы (из числа маранов) появились в Гватемале, как и в других странах Центральной Америки, вместе с испанскими завоевателями. Но их число было незначительным, первая волна евреев практически полностью ассимилировалась с местным населением. Вторая волна еврейской эмиграции в Гватемалу накатила в XIX веке, когда в Центральную Америку хлынули потоки беженцев из Европы. В те времена в Гватемалу устремились в основном выходцы из Германии, впоследствии преуспевшие в текстильной промышленности и банковском деле. Они со временем стали не только влиятельной и богатой общиной, но и политической силой, с которой должны были считаться. Начало ХХ века принесло новый поток переселенцев, тех, кто сложными путями бежал в страны Нового Света, спасаясь от погромов, из Турции и с Ближнего Востока, а также из Восточной Европы. Но в отличие, например, от либерального законодательства соседней Мексики, законодательство Гватемалы сурово ограничивало и регламентировало число въезжающих в страну. Поэтому большинство евреев предпочитали искать для себя более гостеприимные уголки Центральной Америки. В 1939 году число сынов Сиона, оставшихся в Гватемале, оказалось незначительным — не более 800 человек. Окончание Второй мировой войны породило третью волну эмиграции, хотя и не столь многочисленную, вследствие все того же пресловутого жесткого законодательства, ограничивающего въезд евреев. Тем более неожиданным кажется факт: Гватемала одна из первых официально признала Израиль. Гватемала зафиксировала свое лидерство также и в открытии посольства, причем именно в Иерусалиме. Позднее под давлением международной общественности оно было перенесено в Тель-Авив. На сегодняшний день между Израилем и Гватемалой существуют полноценные дипломатические отношения, израильские специалисты привлекаются в качестве консультантов в различных областях, в том числе — в вопросах безопасности и обороны, экономики, сельского хозяйства. Среди знаменитых евреев Гватемалы — писатели Давид Унгар, Альсина Любич Домек и Виктор Перера, фотографы Игаль и Хайме Пермут. Многие современники сообщают о том, что евреем по крови был президент Гватемалы Якоб Арбенс Гусман, сын швейцарского эмигранта, избранный всенародным демократическим голосованием в 1950 году. Немало евреев покинуло Гватемалу в ходе жестокой тридцатишестилетней гражданской войны, которая закончилась в этой центральноамериканской стране только в 1996 году. Они не хотели уезжать, но и оставаться становилось опасно: пропадали дети, по стране периодически прокатывались антисемитские настроения, угрожавшие безопасности взрослого еврейского населения. Сейчас в Гватемале относительно спокойная обстановка. Однако многие успешные члены еврейской общины предпочитают иметь охранников для себя и членов семьи. Продолжая исторические традиции предков, сегодня на территории страны действуют самостоятельные сефардская община, община выходцев из Германии (реформаторская) и община евреев Восточной Европы. На входе в синагоги всегда жесткий контроль. Никакого оружия! Дело в том, что для жителей этой страны обладание им — вполне рядовое дело. Не редкость и его применение — в целях самообороны. В Гватемале в последние годы наблюдается стойкий прирост арабского населения. Пока евреи и арабы живут мирно на этой теплой и красивой земле. Тем не менее, некоторые члены еврейской общины высказывают опасения, что в будущем ситуация может измениться. Основной еврейской организацией республики является Центральный совет евреев Гватемалы. Кроме того, действуют и ведут работу ложа Бней-Брит, клуб «Маккаби». Несмотря на малочисленность еврейского представительства в Гватемале, несколько учебных заведений и школ обучают не только еврейских детей, но и взрослых, в том числе — основанный в 1957 году и официально признанный Министерством образования Институт Альберта Эйнштейна, а также женская еврейская организация. Таким образом, на протяжении многих десятилетий в довольно жестких условиях выживала и развивалась еврейская община Гватемалы. Предстоящие годы не обещают быть легкими, но евреи — всегда оптимисты. Поэтому есть надежда, что даже в затерянных уголках Гватемалы будут зажигать субботние свечи, и дети не забудут древние традиции предков. |