НЕМЦОВА, Божена (Nĕmcova, Božena, девичья фамилия Панклова (Panklova) — 4.И.1820, Вена — 21.1.1862, Прага) — выдающийся чешский прозаик XIX в., создательница и мастер «деревенской» прозы, отразившая в своих произведениях не только быт, но и мировоззрение крестьян Чехии и Словакии. Ее творчество проникнуто духом патриотизма и народности. Сказки Н., ряд ее рассказов, и прежде всего повесть «Бабушка», вошли в золотой фонд чешской литературы.
Н. родилась в Вене и была внебрачным ребенком чешской горничной Терезии Новотной и кучера-немца Иоганна Панкла. Вскоре после ее рождения они зарегистрировали свой брак и переехали в Ратиборжице (недалеко от г. Ческа Скалице), где служили у герцогини Заганьской. Воспитанием маленькой Божены в основном занималась ее бабушка Магдалина Новотна, привившая внучке не только высокие нравственные идеалы, но и любовь к народу, его быту, языку, фольклору. Близость к господскому двору оказала также влияние на развитие девочки, с одной стороны, обогащая ее культурно, а с другой — демонстрируя ей уже с детских лет всю полноту социальных контрастов. Н. окончила только начальную школу, но была довольно хорошо образованна; гостя в семье господского управляющего немца Гоха в Звалковицах, она ознакомилась с немецкой литературой, прежде всего с творчеством Ф. Шиллера. В 17 лет ее выдали замуж за правительственного чиновника Йозефа Немеца, далекого от жены по своим интересам и характеру. Именно благодаря ему Н., находясь в Праге (1842—1845), сблизилась с передовой творческой интеллигенцией, прежде всего с поэтом В. Б. Небеским, под влиянием которого начала писать. Ее талант получил развитие в Ходском крае (на юго-востоке Чехии), где она жила сначала в г. Домажлице, потом в г. Вшерубы, с 1845 по 1848 г. изучая быт и фольклор ходов.
После 1848 г. И. Немец как чешский патриот подвергся гонениям; творчество Н. властям также не нравилось. Супруги с четырьмя детьми были вынуждены переехать сначала в Нимбурк, потом в Либерец, в 1850 г. Немец был направлен в Венгрию. Н. с детьми переехала в Прагу, где прожила 12 трудных лет. Умер ее старший сын Гинек, она сама тяжело болела, к этому прибавились материальные затруднения, когда И. Немец был уволен. Осенью 1861 г. Н. уехала в Литомышль, чтобы напечатать там в издательстве А. Агусты свои произведения; заболев, она вернулась в Прагу и там вскоре умерла.
Первыми произведениями Н. были стихотворения патриотического, лирического и феминистского характера, написанные под влиянием В. Б. Небеского и публиковавшиеся в жур. («Славное утро», «Женщинам Чехии» и др.). Действительным же началом творческого пути считают ее «Народные сказки и легенды» («Narodni bachorky a povesti», 1845—1847). Сюжеты сказок были собраны в Ходском крае и в северо-восточной Чехии. Они были не просто обработаны, но и социально осмыслены. В сказках видно глубокое понимание автором проблем современной ей деревни. Романтические черты сказок не скрывают реалистической ориентации Н. Печать ученичества еще лежит на этом сб^: некоторые сказки обнаруживают явное литературное влияние, другие, наоборот, слишком далеки от литературы. Более тесно связаны с фольклором и более зрелой рукой написаны «Словацкие сказки и повести» («Slovenske pohadky a povesti», 1857—1858), материал для которых Н. черпала в своих путешествиях в Словакию в 50-е гг.
В 40-е гг. Н. публиковала в жур. «Кветы», «Ческа вчела», в «Моравской газете» свои публицистические произведения, носившие сначала этнографический, краеведческий характер, хотя и в них часто можно найти актуальные политические мотивы («Картинки из Домажлицкого округа») — («Obrazy z okoli domazlickeho») и др. Нескрываемые симпатии к простому народу и неприятие буржуазии вызвали резко негативное отношение к Н. буржуазной печати, с которой о творчестве Н. полемизировал на страницах жур. «Ческа вчела» один из крупнейших прогрессивных писателей того времени Карел Гавличек.
Весной 1848г., в дни революции, патриотические взгляды Н. проявились особенно ярко. В ст. «Сельская политика» («Selska politika») она указала на ограниченность целей буржуазно-демократической революции. Еще один всплеск публицистического творчества Н. вызвали несколько лет пребывания в Словакии (50-е гг.), находившейся в составе Венгрии. Ее «Воспоминание о путешествии в Венгрию» («Vzpominky z cesty po Vhrich», 1854), «Венгерский город (Дярмоты)» («Uhershe mesto (Darmoty)», 1858), «Картины словацкой жизни» («Obrazy ze zivota slvenskeho», 1859) имеют краеведческий характер с сильным социально-политическим уклоном.
В значительной мере краеведческий характер имели и первые опыты Н. в жанре «деревенского» рассказа. Это были очерки о Домажлицах: «Долгая ночь» («Dlouna пос», 1846), «Сельская картинка» («Obrazek vesnicky», 1847). Ее последующие рассказы, рисующие, как правило, судьбу одной женщины, — свидетельство растущего мастерства: «Барушка» («Baruska»), «Сестры» («Sestry», 1854), «Розарка» («Rozarka», 1854). Своеобразие стиля Н. углубляется в рассказах «Карла» («Karla», 1855), «Дикая Бара» («Diva Вага», 1856). В изображении деревенской жизни все в большей мере проявляются реалистические элементы, характеры приобретают четкость и психологическую убедительность.
В годы глубокого личного кризиса, после смерти сына, Н. создает свое лучшее произведение — повесть «Бабушка» («Babicka»), навеянную воспоминаниями о детстве и ее собственной бабушке, находит забвение в творчестве. Желание найти гармоничный мир, пусть даже столь преходящий и зыбкий, как мир детства, привело к некоторой идеализации образов. При этом Н. понимала, что дети уже с раннего возраста ощущают на себе все противоречия жизни, что нашло свое отражение в тех сценах, где простые крестьяне сталкиваются с представителями господствующих классов. Впрочем, эти сцены не имеют решающего значения. Центральная фигура повести — бабушка — воплощение положительных качеств чешского народа, нравственный идеал и пример для подражания не только для своих близких, но даже для господ. Дидактическая тенденция никоим образом не снижает художественной ценности книги, но естественно проистекает из образа бабушки, носительницы древних народных традиций, воплотившей в себе опыт и мудрость многих поколений. Поэтому бабушка находит решение для любой жизненной ситуации, вызывая уважение своей чистотой, мудростью даже у «пани княгини», добившись с ее помощью соединения двух влюбленных.
Рамку действия составляет годовой цикл деревенской жизни в свете народных обычаев, что позволяет Н. свободно чередовать сцены и эпизоды. Как драматический контрапункт воспринимается среди спокойного по тону повествования балладная история несчастной Викторки, соединяющая реалистические моменты с элементами легенды.
Бабушка служит как бы связующим звеном между миром взрослых и миром детей, воспитывая их в духе народных традиций, любви и доверия к природе. Характер бабушки раскрывается не только через непосредственно происходящие события, но и в воспоминаниях — и всегда она выступает как внутренне цельный характер, подтверждая убежденность автора в том, что нравственное благородство победит в мире противоречий и несправедливости. Знаменательны слова, которыми княгиня провожает бабушку в последний путь: «Счастливая это женщина!»
В «Бабушке» наибольшей степени отточенности достигает язык Н. В отличие от большинства современников Н. опиралась в своем творчестве не на книжный язык, а на народную речь, виртуозно используя ее богатство, динамизм, выразительность, творчески ее переосмысливая. В отличие от более ранних произведений здесь диалектные выражения используются крайне осторожно и лишь для создания убедительной атмосферы.
Однако главным своим произведением сама Н. считала роман «Деревня в горах» («Роhorska vesniu», 1856). В него она вложила весь свой жизненный опыт, все знания о народе, особенно о ходах и словаках. Это т. н. «проблемный» роман: история благородного графа Гануша Бржезенского и его словацких друзей служит иллюстрацией идеи социальной справедливости, близости чехов и словаков, народного просвещения.
Проблема взаимоотношений господствующих классов и народа — суть повести «В замке и около замка» («Vzamku a vpodzamci», 1856), в которой Н. сумела показать контраст между условиями жизни бедных и богатых, осудила чванливость и эгоизм «господ». Но, как и в «Деревне в горах», верх берет гармонизирующая тенденция — как выражение веры автора в доброе начало человеческой природы и в возможность мирного решения общественных конфликтов.
Этой же верой проникнуты и другие рассказы Н., где центральной фигурой обычно становится «хороший человек», носитель положительного идеала: «Бедные люди» («Chudy lide», 1856), «Добрый человек» («Dobry clovek», 1858), «Хижина у подножия горы» («Chyze pod horami», 1858), «Господин учитель» («Pan ucitel», 1859).
Соч.: Бабушка. — М., 1956; В замке и около замка. Рассказы. Повести. Сказки. Повесть. Рассказы. — М.; Л., 1961. Письма к родным и друзьям. — Л., 1970; Золотая книга сказок. — Братислава, 1977; Серебряная книга сказок. — Братислава, 1973; Золотая книга сказок. — Л., 1978; Бабушка: Картины сельской жизни. — М.; Прага, 1982; Карла и другие рассказы. — Л., 1984.
Лит.: Фучик Ю. Борющаяся Божена Немцова // Фучик Ю. Избранные очерки и статьи. — М., 1950; Карская Т. С. Б. Немцова//Очерки истории чешской литературы XIX—XX вв. — М., 1963.
Т. Козак