“Перейти рубикон”. Статья о Сергее Пронине. Фотография героя публикации

Материал опубликован в газете “Губернiя” 06 ноября 2002 года
Автор: Наталья Витива.

Самые богатые люди Карелии. Серия вторая — Сергей ПРОНИН

Когда-то “Губернiя” опубликовала список самых богатых людей Карелии. Тогда же у нас возникла идея познакомить читателей с теми, кто делает бизнес в республике. Первая серия — об учредителе производственного объединения “Карелнеруд” Вячеславе Смородине, написанная им самим, вызвала немало откликов. Сегодня у нас новый герой — Сергей Пронин. Он давно уже не входит в двадцатку самых богатых людей республики. Это правда. Но когда-то фирма “Рубикон”, совладельцем которой был Пронин, принадлежала к числу самых известных в республике. Впрочем, человек этот интересен многим…

Из бедных художников

Сергей Пронин пришел в бизнес из театра. В 1993 году, имея за плечами ПетрГУ и театральный институт, он взял да и оставил пост главного режиссера Национального театра РК. Театр в то время находился в сложной ситуации: часть труппы уехала в Финляндию на постоянное место жительства, оставшиеся столкнулись с массой проблем, в том числе и финансовых. К тому времени у Сергея вышла первая книга прозы и он решил, что пришло время перемен. Поэтому предложение друзей попробовать свои силы в нарождающемся бизнесе Пронину пришлось кстати. Бедный художник стал коммерческим директором фирмы “Рубикон”.

Пронин с партнерами начинал свое дело практически с нуля. Тогда, в 90-е это было возможно. Вот только какими средствами коммерсанты добивались успехов?! В период “дикого” капитализма существовало лишь одно правило: “Никаких правил!” Понятно, что о морали практически никто и не вспоминал. Тогда многие первые воротилы карельского бизнеса умудрились испортить себе репутацию. Даже сейчас при упоминании ряда фамилий бизнесмены готовы бежать с криками: “Нет, никогда, ни при каких обстоятельствах!” Хотя некоторым кидалам пришлось очень быстро расстаться как со своим мгновенно нажитым богатством, так и с самой жизнью.

Руководители же “Рубикона” решили заниматься бизнесом по своим правилам: попытаться сделать все максимально честно. И насколько было возможно, они это делали. Олигархами не стали, но и не бедствовали.

Пронин был в “Рубиконе” коммерческим директором — именно он налаживал контакты, вел переговоры, готовил к подписанию контракты. Вскоре в награду за свои труды Сергей получил от партнеров японский телевизор. Такого модного и редкого по тем временам подарка Пронину еще никто не делал. Сам же Сергей, став полнокровным представителем среднего класса, поспешил сделать подарок жене: приобрел туристическую путевку в Грецию. А может, и не в Грецию, а в какую-то другую теплую страну. Пронин точно не помнит.

Не домом красен бизнесмен, а офисом

В России, где был сплошной дефицит, моментально распродавалось все, что привозилось из-за рубежа. “Рубикон” поставлял различные товары из Финляндии в Москву, Питер, не говоря о Карелии. Сергей с коллегами считали, что в это благодатное время умное республиканское правительство создаст в Карелии таможенный терминал. Тогда бы весь импортный товар пошел в Россию через нашу республику, которая на этом бы заработала приличные деньги. Руководители “Рубикона” выходили в правительство с разными программами развития бизнеса. Мечтали наладить производство кухонной мебели в Петрозаводске.

Но в 1993-94 годах чиновников это не интересовало: разворовывать различные фонды было куда приятнее и проще.

“То, что в Карелии долгое время отсутствовали инвестиции, — рассказывает Сергей Пронин, — вполне закономерно, потому что в свое время чиновники не воспользовались удобным моментом, упустили возможность поддержать бизнес. А финны были готовы сотрудничать с надежными партнерами, если бы власть проявила волю и определилась с гарантиями”.

Заработав первые деньги на продажах импортных товаров (то ли миллионы, то ли миллиарды рублей), руководители “Рубикона” не спешили их тратить на себя. Эти средства сразу же пускали в оборот. Денег было много, но инфляция их съедала моментально. Если коммерсанты брали кредит в банке, то под 400 процентов! Поэтому-то “Рубикон” старался сразу купить новый товар. В это же время фирма приобрела офис, оргтехнику, машину, склад. “С первым заработанным миллионом у нас появились азарт и надежда, — вспоминает коммерческий директор “Рубикона”. — Многие погорели на том, что, впервые увидев серьезные деньги, побежали покупать видеомагнитофоны, машины, квартиры и т.д. Искушение на самом деле было сильным, поскольку стабильности никто не мог гарантировать. Если ты вкладывал заработанные деньги в бизнес — значит, ты рисковал всем. Не все были к этому готовы. Мы сделали свой выбор сознательно.

Мы были настроены прежде всего на развитие, поэтому нас перестала устраивать чистая коммерция и мы основали строительную организацию и первыми стали заниматься евроремонтом.

Фирма шла по пути внутренних инвестиций, пытаясь приобщиться к западной культуре ведения бизнеса. К сожалению, нам не удалось воплотить в реальность “грандиозные планы”. Страну все время трясло как в лихорадке”.

Восставшие из пепла

1996 год стал самым сложным в жизни “Рубикона”. В эпоху пирамид банки лопались как мыльные пузыри. И карельская фирма потеряла немалые деньги безвозвратно. Подкосила ее и недобросовестность разных организаций. Российское же налоговое законодательство было в полном раздрае и не прощало ошибок. А тут и один из учредителей организации решил отправиться в теплые края навсегда. Оставшись вдвоем, руководители фирмы стояли перед выбором: либо все сворачивать, либо еще раз попробовать побороться за место под солнцем. Еще раз перейти Рубикон. Они выбрали второй вариант. Потребовалось много усилий, чтобы подняться на ноги, отработать долги и начать все сначала. На это ушел не один год. Иллюзий становилось все меньше и меньше, а работать нужно было больше и больше. Сейчас Пронин по-прежнему “рулит” строительной организацией. К стильным магазинам “Свет” и “Ультра” наш герой тоже имеет непосредственное отношение.

Сергей живет в им же самим построенном коттедже, со вкусом отделанном его женой, известной театральной художницей Ириной Прониной, ездит на симпатичном бордовом “фольксвагене”. Короткие отпуска проводит в путешествиях за границей. И остается абсолютно нетребовательным в быту: одежда от модных кутюрье ему не нужна, юбилеи в ресторанах отмечать не жаждет. А вот поучаствовать в концерте гитаристов или организовать рождественские вечера с участием одаренных детей — с большим удовольствием.

“По моим наблюдениям, — говорит Сергей Пронин, — большинство людей, у которых есть деньги, не связаны с этими деньгами, эти люди, как ни странно, обходятся немногим: телефон, машина, компьютер. Вопроса, где им пообедать, часто даже не возникает. Из-за работы они просто не успевают этого сделать. Это своего рода сумасшествие. По большей части такие люди законченные трудоголики.

И хотя я миллионером не стал, фанатизм труда въелся в каждую мою клеточку, и этому немало поспособствовал наш безумный бизнес, которым занимаюсь без малого десять лет. Умею ли я отдыхать? Скорее, умею переключаться: бизнес, писательство и театр — вещи в принципе несовместимые. Я член Союза писателей России, пишу стихи и прозу, играю в Национальном театре. И, может быть, вдохновляясь то одним, то другим делом, удалось кое-чего добиться.

Тех, кто начинал бизнес в начале 90-х и продолжает успешно это делать сейчас, можно по пальцам пересчитать: одни лежат на кладбище, вторые уехали за границу, а третьи живут воспоминаниями о великих делах. А страна тем временем, кажется, тоже перешла свой Рубикон.

P.S. В конце 90-х Сергей Пронин написал повесть о жизни отечественного бизнесмена до дефолта. А сейчас он вместе с Раисой Мустонен заканчивает работу над киносценарием “Антиолигарх”. Эта история о провинциальных бизнесменах, которые пытаются сделать бизнес чистыми руками с начала 90-х по наши дни. В общем, о таких же идеалистах, как и сам Пронин.