Открытие выставки Мюда Мечева в Москве

Сегодня в залах Российской академии художеств на Пречистенке открылась юбилейная персональная выставка народного художника России, Действительного члена Российской академии художеств, выдающегося книжного иллюстратора Мюда Мечева “Я вспоминаю…”. На ней представлены живописные и графические работы, среди которых – тема Карелии и Русского Севера. Основное настроение представленных полотен – задумчивое, лирическое.

Поздравить Мюда Мечева и его супругу Ольгу с открытием выставки собрались многочисленные коллеги по цеху, друзья, журналисты, члены Карельского землячества в Москве.

Выставка продлится до 11 января 2015 года.

Краткая справка:

Мюд Мечев родился в 1929 году в Москве в семье художника К.Пантелеева-Киреева. Окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (б.Строгановское). Началом творческого пути художника стало участие в 1949 году во Всесоюзном конкурсе на лучшие иллюстрации к карело-финскому эпосу «Калевала», он создал более 200 акварелей и рисунков. Вышедшая в свет книга с работами молодого автора принесла ему заслуженный успех, а последующие издания эпоса на русском и финском языках с гравюрами художника – мировую известность. В 2009 году Мюду Мечеву присвоено звание почетного гражданина Республики Карелия.

Начиная с 1975 года, художник 15 лет своей творческой деятельности посвятил иллюстрированию «Повести временных лет». С 1991 года на протяжении последних десятилетий М.Мечев работал над иллюстрированием четырех книг Евангелия, создав более 300 рисунков, считая эту тему самой важной в своем творчестве. Этот выдающийся подвижнический труд художника был отмечен золотой медалью Российской академии художеств. В дальнейшем он создал иллюстрации к Деяниям Апостолов, Апостольским посланиям и Апокалипсису.

В 1993 году Его Святейшество Папа Иоанн-Павел II наградил Мюда Мечева серебряной медалью Понтификата за гуманизм и достижения в искусстве.

В своем станковом творчестве М.Мечев обращается к широкому кругу тем – от монументальных исторических серий, библейских сюжетов до полных глубокого лиризма произведений, посвященных Русскому Северу. Главным в творчестве художника является родная земля, героические страницы далёкого прошлого России. Природа в станковых сериях, созданных в Карелии, предстает во все многообразии и величии ее суровой красоты. Отмеченные живым чувством природы и непосредственностью поэтического восприятия мира, работы мастера разнообразны по композиции и колориту. Нередко даже самые камерные пейзажи: «Снег. Заонежье», «Санная дорога в Кижах», «Последняя пристань на Бараньем Берегу», «Дорога в Карелию. Вид из окна вагона», «Старая ворона» – обретают у художника эпическое звучание. Обостренным чувством прекрасного, тонким, изысканным колоритом отмечены его работы: «Зимнее окно с заходящим солнцем», «Отражение осеннего леса», «Осенняя паутина», «Наступление зимы» и др.

Художник необычайно тонко и поэтично передает световоздушную среду в пейзажах, посвященных городам Италии («Синий вечер во Флоренции. Автопортрет с женой», «В Венеции выпал снег!»), серые небеса и серебристо-холодноватую туманность Санкт-Петербурга («Биржа»), величественную красоту и гармонию древнерусской архитектуры («Купола Новоспасского монастыря», «Кижи. Вид на остров с теплохода»).

Пронзительным лиризмом проникнуты его натюрморты – «Чайники моего детства», «Керосинки моих бабушек», «Свет вечерний», «Десятилинейная керосиновая лампа»» и др. Их герои – старинные предметы, осязаемо объемные, мощные, возникающие словно памятники истории, несущие в себе отсвет прошедших времен. Теплый оранжевый свет старинной керосиновой лампы, хранимой как семейная реликвия, или абажура над столом – любимый художником мотив – вот уже много лет согревает ценителей его творчества.

В станковых работах, также как и в исторических гравюрах, книжных иллюстрациях М.Мечев выступает как продолжатель лучших традиций отечественного искусства, демонстрируя мастерское владение различными графическими техниками: акварелью, гуашью, пастелью, смешанной техникой, карандашом, углем и др.

М.Мечев является почетным иностранным членом общества «Калевала» (Финляндия), кавалером ордена Белой Розы первой степени (Финляндия), был награжден Правительством Финляндии большой серебряной медалью и бронзовой медалью Элиаса Леннрота.

Работы мастера находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Музее изобразительных искусств Республики Карелия, во многих российских и зарубежных музеях, а также в частных коллекциях США, Ватикана, Финляндии и других стран.