О творчестве Михри-Хатун

Из материала “ЖЕНСКАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ ТЮРКСКИХ ПОЭТЕСС МИХРИ ХАТУН (XV ВЕК), ГАЗИЗЫ САМИТОВОЙ (XX ВЕК)”

Автор – Алсу Нигматуллина

На протяжении многих веков формировался уникальный пласт тюркской литературы, в
становление и развитие которой немалый вклад внесли многие выдающиеся личности. Есть
среди них и женские имена, чье литературное наследие по сей день не оставляет равнодушным
читателя.
Женщины-поэтессы в исламском мире всегда были крайне редким явлением, но в то же
время истории известны имена многих талантливых женщин, которые проявили себя в
различных областях науки, искусства, поэзии и литературы.

Большинство изученных литературных произведений Востока были написаны
мужчинами, но мало кто исследовал труды, написанные женской рукой. До сих пор нет
серьезных обобщающих работ, которые рассказали бы о том, что скрывалось в незамысловатых
строчках поэзии женского сердца. Между тем литературное наследие многих тюркских
женщин-поэтесс представляет большой интерес для истории национальных литератур, так как
оно самобытно, своеобразно и обладает общностью тем и проблем.
Когда речь заходит о традиционных образах в восточной литературе, то многие
склонны думать, что женская тематика ограничивалась лишь описанием тяжелой женской
доли, которая в свою очередь сводилась к тому, что женщина в исламском мире не имела
никаких гарантированных прав и с ее мнением не считались.
Однако исследования творчества тюркских женщин-поэтесс, начиная со средневековья,
показали, что среди них были талантливые, образованные женщины, настоящие борцы, и
общественные деятели, а также творческие личности, через поэзию которых раскрывалась
женская душа, а вместе с ней извечная тема любви и связанные с этим чувством переживания.
Именно такой с разницей в четыре столетия представляется жизненный и литературный
путь тюркских женщин-поэтесс Михри-хатун и Газизы Самитовой. Несмотря на то, что их
судьбы были такие разные, заметно с какой искренностью и откровением каждая из них писала
о своих чувствах.
Михри-хатун (госпожа Михри), или Михрун Энса (Солнце среди женщин), (1456
или1460-1516) была родом из Амасьи, дочерью поэта и кадия (судьи) этого города. Благодаря
отцу, она получила хорошее образование.
Поэтесса выступала за права женщин, против их угнетенного положения в семье,
призывала к свободе выбора в любви, посвящала теме положения женщины стихи, гимны, даже
позволяла себе крамольные на мусульманском Востоке суждения по женскому вопросу.
Представление о творчестве Михри-хатун дает диван ее стихов. Они посвящены
главным образом любви, переживаниям на события из личной жизни, а также описанию
красоты и совершенства природы.
Общаясь с придворными поэтами, Михри-хатун писала в традиционной манере того
времени. Диван начинался с касыд, месневи и газелей, «во славу Аллаха и его пророков, стихи
философского характера, стихи, трактующие вопросы мусульманского вероучения,
стихотворные восхваления султана Баязида и шахзаде Ахмеда, «покаянные» стихи Михри,
поучения и эпилог рисале» [3, 13].
Особый интерес этого собрания стихов представляла лирика Михри-хатун, где со
свойственной ей искренностью, раскрывалась подлинность чувств и страстность натуры
поэтессы. Кроме того, любовная лирика у Михри предполагала наличие душевных
переживаний. В них она писала о том, что любовь всепоглощающа и, что ради нее можно
отдать и душу, и жизнь. Но в то же время отмечала, что любовь беспощадна и зачастую
безответна. В следующих строках стихотворения Михри-хатун, пишет о тех страданиях,
которые принесла ей любовь:
О друг, когда есть ты, [другой] возлюбленный не нужен мне.
Терплю твою жестокость, [но] другой, постоянный, не нужен мне.
Что я сделала, что свершила? Не знаю я, несчастная, своей вины.
Едва завидит, отворачивается, не смотрит в лицо мне любимый [3, 27].
Если взять во внимание тот факт, что женщина на мусульманском Востоке, была
лишена права решать по-своему свою судьбу, то, какую же смелость и твердость характера
нужно было проявить Михри, заведомо знавшей какую беду она может навлечь на себя за
откровенность и страстность своих стихов. Поэтессе пришлось испытать горечь любви,
омраченной клеветой и насмешками:
Друг, с тех пор как Михри поразили страсть и любовь к тебе,
На весь мир она опозорена, пропали все достоинства ее и честь [3, 29].
Будучи преданной, своим чувствам она долгие годы страдала от невозможности
видеться с любимым. Не смогла Михри простить и предательство тех, кто, боясь огласки и
клеветы, покинул ее.
Понимание того, что ни богатство, ни слава, которые были у Михри, не сделают ее по-
настоящему счастливой, а на жизнь с нелюбимым человеком она не согласна, рождают в ней
«бунтарский дух» и стремление бороться за свое счастье. В ее стихах слышится личный
протест против нравов и обычаев общества, в котором она жила. Она страстно защищает право
на любовь, на счастье и свободу выбора своей судьбы. Более того, Михри оставляет за собой
право выбора возлюбленного, который, прежде всего, должен был быть верным,
мужественным и готовым на любые испытания ради любви. С недостойными она поступала
также решительно:
Друг мой, раз ты сделал себе обычаем смеяться в лицо,
Отныне прочь ступай, проваливай! Позор тебе! [3, 33].
Одним из существенных моментов в мировоззрении Михри-хатун является ее
убежденность в полном равенстве женщин и мужчин. Здесь она также выражает протест
против сложившегося в обществе мнения о женщине как о существе низшего порядка,
лишенного самостоятельности в мыслях и чувствах:
Одна достойная женщина лучше
Тысяч мужчин недостойных,
Одна женщина со светлым разумом лучше,
Тысяч мужчин неразумных [3, 37].
Своеобразие творчества Михри-хатун в том, что ее стихи не замыкались в рамках
традиционной придворной поэзии, а были реалистичны и жизненны. В лучших своих стихах
поэтесса выражала гуманистические начала, которые позволили раскрыть ее
индивидуальность.