Рассказ об истории существования авторской песни в Нижнем Новгороде надо начинать с рубежа 1950–60-х годов. Тогда в Горьком, в студенческо-туристской среде наряду с ранними песнями Окуджавы, Визбора и Высоцкого появились «фишки» (как называл их автор) Вадима Чернышова. Он был студентом пединститута и театрального училища, затем актером горьковского театра комедии. Вадим рано ушел из жизни, и, к сожалению, сегодня мало кто его помнит. А тогда его полные юмора и изящества «Пешку», «Красную шапочку», «Московский вокзал», «Кончилось лето» распевали едва ли не на каждой студенческой вечеринке и у походных костров…
Понятие «бардовская», или «авторская», песня в то время в городе не бытовало. Все, что мы пели (и песни земляков – Вадима Чернышова и Михаила Мараша, и полюбившиеся песни Окуджавы, Кукина, Городницкого) называлось «студенческой», «туристской», «геологической» или «самодеятельной» песней. Мы не задумывались об их принадлежности к какому-либо жанру или о возможности каких-нибудь, кроме душевных, объединений на их основе. Просто пели, радуясь возможности соприкасаться с их искренностью, так не похожей на «правильность» «официальных» песен…
…А году в 1967-м произошло знаковое событие в истории нижегородской авторской песни. По инициативе молодежного объединения «Факел», Горьковского телевидения и его творческого лидера Михаила Мараша в ДК Автозавода был организован первый конкурс НАШЕЙ песни. Пусть официально эта песня нелепо называлась «самодеятельной гражданско-патриотической и туристской», не важно. Это было первое публичное – со зрителями и даже телесъемкой! – исполнение песен, выпадающих из русла официальной идеологии.
Казалось, все шло к тому, что, подобно Москве, Ленинграду, Новосибирску и Куйбышеву, в Горьком вот-вот должен был родиться свой КСП. Но первые зерна авторского движения на нижегородской почве не принялись. Активно развивались СТЭМы, ВИА, прятались по подвалам апологеты рока, а «бардовская» песня продолжала звучать лишь у походных костров, в студенческих общежитиях да на интеллигентских кухнях. Тем не менее, и это время открыло нам имена нижегородских авторов Саши Михайлова и Саши Перфильева, тончайшего исполнителя Окуджавы Жени Хаева…
…Наконец, в 1976 году на Горьковский авиационный завод им. С. Орджоникидзе приехали выпускники Куйбышевского авиационного института – заядлые туристы, напитавшиеся чудесным духом Грушинского. Они провели 1-й Городской конкурс туристской песни. После него организаторы конкурса, ГК ВЛКСМ и облсовет по туризму приняли решение о создании Горьковского КСП «Нижегородец» при Горьковском клубе туристов. Победителей конкурса облсовет наградил возможностью поездки на IX Грушинский, и счастливые Володя Усольцев (первый президент клуба), Алик Гагиев (с 1978 г. его бессменный президент), Лариса Лебедева, Наташа Горяшова, Игорь Сергиенко отправились на фестиваль…
А за десятилетие активной деятельности «Нижегородца» в гостях у клуба побывали Ю. Визбор и А. Городницкий, Е. Клячкин и Ю. Кукин, А. Дулов и В. Егоров, В. Берковский и Никитины, Е. Камбурова и Б. Вахнюк, А. Дольский и А. Суханов… Безусловно, главная заслуга в том, что горьковчане одаривались такими «царскими подарками», принадлежит душе клуба, талантливому журналисту, поэту, блестящему критику – исследователю жанра Наташе Аксельруд. Неоднократно приходилось мне слышать признания «мэтров» авторской песни в том, что из всех публикаций, посвященных их творчеству, самые точные, тонкие и вдохновенные – Наташины. Ее короткая тридцатитрехлетняя жизнь целиком была отдана творчеству.