Биографическая статья Владислава Журавлева

Биографическая статья Владислава Журавлева

“Здравствуй, племя младое…”:
Антология поэзии пушкинской поры: Кн. III .
Сост., вступ. статья. о поэтах и примеч. Вл. Муравьева
М., “Советская Россия”, 1988

В 1830 году в Москве вышел альманах “Денница”, изданный профессором
Московского университета, разносторонним ученым, поэтом, фольклористом М. А.
Максимовичем.

А. С. Пушкин написал на альманах рецензию, которая была помещена в
“Литературной газете”. “В сем альманахе,- писал Пушкин, – встречаем имена
известнейших из наших писателей, также стихотворения нескольких дам:
украшение неожиданное, приятная новость в нашей литературе”.

Так в самом авторитетном литературном издании того времени самым
высоким литературным авторитетом – а Пушкин находился в зените своей славы –
было отмечено вступление на литературное поприще юных поэтесс сестер Надежды
и Серафимы Тепловых.

Они, видимо, были почти ровесницы – сестры Тепловы. Надежда Сергеевна
родилась в 1814 году, год рождения Серафимы Сергеевны точно неизвестен,
предполагают, что это 1813-1815 годы. Они родились в Москве, в зажиточной
купеческой семье. Семья Тепловых принадлежала к тем еще немногочисленным в
начале XIX века купеческим семьям, где жили не только заботами торговли и
выручки, но и культурными интересами. Сестры Тепловы получили хорошее
образование, музыку им преподавал известный в свое время пианист Шпревиц,
можно предположить, что и другие их учителя выбирались не по принципу “ценою
подешевле”. Сестер связывали общность интересов и нежная дружба, в одном из
стихотворений Н. С. Теплова называет сестру “первым другом от колыбели”.

В доме Тепловых устраивались музыкальные вечера, бывали литераторы –
издатель популярного “Дамского журнала” поэт-сентименталист П. И. Шаликов,
поэт, драматург, издатель С. Н. Глинка, поэтесса М. А. Лисицына и другие.

В 1827 году в журнале “Московский телеграф” было напечатано
стихотворение тринадцатилетней Н. С. Тепловой “К родной стороне”, затем ее
стихи появляются в “Дамском журнале”, там же печатаются стихи и ее сестры.
На стихи Тепловых обратил внимание М. А. Максимович, который тогда
подготавливал издание альманаха. Впоследствии, в 1833 году, он же издал
первый сборник стихотворений Н. Тепловой.

В “Деннице” М. А. Максимовича было напечатано стихотворение С. С.
Тепловой “К***”, на которое в III Отделение тотчас же поступил донос Ф.
Булгарина. Булгарин указывал, что оно посвящено памяти К. Ф. Рылеева. С
доносом и стихотворением ознакомили Николая I, который наложил резолюцию,
что стихи, “очевидно, имеют направление не благонравное”. Цензора С. Н.
Глинку, пропустившего стихи, арестовали и посадили на две недели на
гауптвахту, от Максимовича потребовали объяснений. Максимович объяснил, что
стихотворение написано шестнадцатилетней девочкой и не имеет никакого
отношения к Рылееву, а речь в нем идет об утонувшем ее знакомом юноше. III
Отделению пришлось принять это объяснение, так как имени в стихотворении
названо не было.

Однако стихотворение действительно было посвящено К. Ф. Рылееву.

Несмотря на все усилия правительства и Николая I уничтожить самую
память о декабристах, на запрещение даже упоминать их имена в печати, память
о них сохранялась, произведения поэтов-декабристов и другие документы,
связанные с ними, распространялись в рукописях. Большое распространение
получило и предсмертное письмо Рылеева к жене. “Бог и государь решили участь
мою: я должен умереть и умереть смертию позорною”, – писал Рылеев. В письме
он просил прощения у жены и у всех родных… Стихи С. С. Тепловой – ответ на
это письмо:

Слезами горькими, тоскою
Твоя погибель почтена.
О верь, о верь, что над тобою
Стон скорби слышала волна!

О верь, что над тобой почило
Прощенье, мир, а не укор, –
Что не страшна твоя могила
И не постыден твой позор!

Это стихотворение – яркое свидетельство того, в какой атмосфере
складывалось мировоззрение сестер Тепловых. Впоследствии С. С. Теплова
выступала в печати очень мало. Надежда Сергеевна печаталась больше, и в 1833
году вышел сборник ее стихотворений.

Сборник был замечен. Такой тонкий и строгий ценитель, как Н. В.
Станкевич, прочитав его, писал в письме к друзьям: “…стихотворения
Тепловой – прелесть! Вот какие стихи могут писать женщины! Она в своей
сфере, в кругу чувства, любви! – Разумеется, это не абсолютная красота – но
чтобы стихи эти нравились вполне, надобно в понятии своем соединить их с
автором – женщиною; это будет одно, цельное произведение, все
неопределенности получат тогда значение. Главное условие – истина чувства –
есть в этих стихах”. Развернутую оценку стихотворений Тепловой дал в статье
“О русских писательницах” И. В. Киреевский: “В легких, светлых, грациозно
волнующихся стихах отразились здесь самые яркие, звездные минуты из
весенней, чистой, сердечно глубокой жизни поэтической девушки. “Мечта о
любви”, “Сон”, “Стихи к чародею”, “Разочарование”, “Воспоминанье детства”,
“Деревня”, “Звездочка”, “Минута безнадежности”, “Смерть девушки-друга”,
“Стихи к любимому поэту”, “К ней”, “К нему”, “Тоска по лучшем мире”, – одним
словом, все струны молодого, поэтического сердца отозвались здесь в одной
идеальной гармонии. Кажется, здесь все правда, все от сердца, ни одно
чувство не выдумано, и в этом отношении особенно замечательна эта
музыкальная исповедь девушки-поэта. Язык ее чистый, гармонический, иногда
мужественно силен, часто необыкновенно грациозен. Несмотря, однако, на
красивость каждой пиесы, в общем их впечатлении есть что-то грустное. Все
слишком идеальное, даже при светлой наружности, рождает в душе печаль
каким-то магнетическим сочувствием; такова одинокая, чистая песнь,
прослышанная сквозь нестройный, ее заглушающий шум; такова жизнь девушки с
душою пламенною, мечтательною, для которой из мира событий существуют еще
одни внутренние”. Оценка Киреевского тем более интересна, что она исходит от
человека, входившего в круг Пушкина и с литературными мнениями которого
Пушкин не раз солидаризировался.

В 1830-е годы Н. С. Теплова вышла замуж и с этого времени печатается
под фамилией мужа – Терюхина. В 1840-е годы она овдовела, пережила потерю
сына и дочери и скончалась в 1848 году.

Место Н. С. Тепловой в русской поэзии определил В. Г. Белинский. В 1840
году он писал: “Вслед за Пушкиным вышла на литературную арену целая дружина
молодых талантов. Все они пошли по направлению, данному им Пушкиным”. Далее
он называет около двух десятков имен молодых поэтов, и среди них имя Н. С.
Тепловой. К творчеству Тепловой Белинский возвращается три года спустя и
опять рассматривает ее поэзию в отношении к общему развитию русской
литературы; отмечая общий повысившийся уровень русской литературы, он
говорит, что в современных условиях, “чтоб получить в ней почетное имя,
нужно иметь замечательный талант”, и среди поэтесс пушкинского времени он
выделяет Теплову. Отмечая, что в стихотворениях лучших поэтесс
“проглядывает чувство”, он продолжает: “особливо в стихотворениях г-жи
Тепловой; это уже большая разница от произведений прежних стихотвориц; то
были плоды невинных досугов, поэтическое вязание чулков, рифмотворное шитье,
а здесь уже проблескивала поэзия”.