: Рассказы. – Астана: Аударма, 2007. – 216 с.
В наше время, когда книжное море бушует, нелегко выловить из него серьёзную книгу, которая могла бы поразить новизной и глубиной мысли, задеть за живое. А вот новая книга казашки Асель Омар «Ранние холода» оказалась для меня настоящим «солнечным ударом». Такое же острое ощущение внезапного открытия и внезапной радости от этого открытия.
В то, что Асель Омар талантлива, я уверовал ещё десятилетие назад, когда прочитал её первые рассказы: «Анжела», «В пробуждении», «Старик».
«Ранние холода» – сборник рассказов и эссе, выпущенный Министерством культуры и информации Республики Казахстан, – ещё одна ступень на пути расцвета таланта писательницы.
Книга состоит из двух циклов рассказов. В первой части рассказы из цикла «Талисман Тенгри», в которых Асель Омар, опираясь на исторические сведения и народные поверья, создаёт образы предков. Характеры персонажей обозначены точными эпитетами, проступают и в философских размышлениях. Вот, например, внутренний монолог одного из героев, Гали: «Он вообще считал, что тяжёлая жизнь является нормой, и эта мрачноватая мысль облегчала его душевные и физические страдания». Это рассказы «Дервиш и Роза», «Два клинка», «Волчье сердце» и «Талисман Тенгри». Асель Омар переносит читателя в далёкие времена, автору удаётся воссоздать их дух и колорит.
Вот как начинается рассказ «Станция Тимур»: «Раскалённый от жары поезд тяжело тормозит. Вот и станция Тимур. В окне вагона всё медленнее проплывает гипсовый Ленин, выкрашенный серебристой краской. Он гораздо меньше естественных человеческих размеров, карлик на оштукатуренном постаменте у одноэтажного обшарпанного здания станции. Юг, духота, полуденное солнце.
На перроне – сутолока и шум. Мелькают бабы в цветастых халатах и ярких люрексовых платках, завязанных тюрбаном, загорелые дети с запылёнными ногами. Мимо с грохотом проносится железная телега, которую тащит бегом, обливаясь потом, разгорячённый юнец в закатанных до колен штанах и тапочках на босу ногу…» Несколько верных художественных подробностей – и перед глазами встаёт живая картинка, проступая всё чётче по мере остановки поезда. Что-то бунинское слышится в интонации Асель Омар… Но есть, конечно, и своё, индивидуальное.
Пьеса «Газиза», написанная по мотивам рассказов Мухтара Ауэзова, традиционно казахская драма, напоминает и по композиции, и по национальному колориту классическую пьесу самого Ауэзова «Карандаш» и драму Сакена Жунусова «Ажар и Смерть».
Эссе «Прикосновение к свободе» – о великом режиссёре Эмиле Лотяну, у которого училась Асель Омар на Высших курсах сценаристов и режиссёров. С трепетом и уважением написана эта вещь. Учителя своего автор называет «бессарабским Мольером».
«Слово о редакторе» – тёплые воспоминания о родном человеке, о дедушке писательницы – Омар Гали Кудышеве. Дед для Асель Омар был всем: и первым учителем, и отцом. Возможно, именно от деда унаследовала она своё дарование.
Асель Омар, кстати, не только поэт и прозаик, а ещё и автор двух короткометражных картин «Игра» и «Шоколад». Так что её талант многогранен…