КОРНИ ПРОШЛОГО – ВЕТВИ БУДУЩЕГО

КОРНИ ПРОШЛОГО – ВЕТВИ БУДУЩЕГО

“Алеф”, международный еврейский журнал. Август, 2017 г.

История островов Мальтийского архипелага окутана многочисленными тайнами и легендами. Камень, вода и небо, как прежде, – главные символы этих довольно суровых мест, издавна обжитых человеком. Создается впечатление, что при относительно небольшой общей площади государства – всего 316 кв. км, тем не менее, пространства хватает для всего: местных жителей, туристов, кошек, которых повсеместно обихаживают, многочисленных достопримечательностей и символов разных времен.

Молчаливо хранят тайны сохранившиеся древние мегалиты, напоминая о безвозвратно исчезнувшей неизвестной цивилизации. Манит пещера на острове Гозо, где, как считают местные жители, скрывалась некогда с Одиссеем прелестная нимфа Калипсо. А курортные городки Слима и Сан-Джулианc поражают масштабной современной застройкой, привлекают многочисленными уютными ресторанчиками и модными магазинами.

Минувшие эпохи, их герои и мифы соседствуют, причудливо переплетаясь, проникая друг в друга, создавая колоритную ткань сегодняшней реальности. По улочкам старинных поселений можно часами бродить, размышляя и погружаясь в события многовековой истории, рассматривая памятники архитектуры, собирая воедино необычную мозаику впечатлений. На протяжении долгих столетий остров впитывал в себя различные культуры, традиции, находился на перекрестке торговых путей, в эпицентре исторических событий, что обусловило его неповторимую особенность и яркое своеобразие.

Еврейская традиция и культура оставили на Мальте глубокий след, который жив и доныне. Изначально принято вспоминать отважных мореплавателей, которые около трех тысяч лет назад прибыли сюда, осваивая новые земли. Их привлекли безопасные бухты и удобные гавани острова. Наряду с финикийцами, согласно преданиям, в командах кораблей были и евреи. Некоторые из них решили остаться и обосновались на острове Гозо. Около двух тысячелетий назад на Мальте сформировалась небольшая еврейская колония, постепенно разраставшаяся. Ее численность в лучшие времена по самым оптимистическим подсчетам достигала одной тысячи человек. В разных местах архипелага сохранились свидетельства того, что представители древнего народа проживали здесь в период Римской империи, в эпоху господства норманнов и арабского владычества, стойко перенося чередующиеся периоды процветания и испытаний.

Большинство евреев традиционно занимались врачеванием, торговлей, ремесленничеством, работали в сельском хозяйстве. Среди них было много успешных ювелиров, виноделов, предпринимателей. Постепенно в еврейской среде выделились несколько обеспеченных и уважаемых семей с высоким уровнем достатка, которые стали оказывать серьезное влияние на различные сферы жизни общества.

В XIII веке в этих краях некоторое время обретался знаменитый раввин, визионер и каббалист Авраам бен-Шмуэль Абулафия заочно приговоренный за свои смелые взгляды и убеждения Римским Папой Николаем III к сожжению на костре. Понтифик скончался буквально накануне того дня, когда Абулафия должен был предстать перед ним с рассказом о страданиях еврейского народа и призывом вернуться в иудаизм. Мудрец чудесным образом уцелел и продолжал проповедовать, изучать и преподавать Каббалу. После высылки с Сицилии, он уединенно провел несколько лет на почти необитаемом (даже в наши дни здесь постоянно находится всего четыре человека!), продуваемом всеми ветрами скалистом острове Комино, занимаясь медитацией, мистикой и написанием философских трактатов.

Трагические события 1492 года непосредственным образом повлияли на судьбу еврейского населения Мальты: по закону евреи вынуждены были покинуть остров или принять христианство, поскольку, как и остальные жители, являлись подданными королевства Арагон. Имущество тех, кто выбрал отъезд (в основном, на близлежащую Сицилию), подверглось полной конфискации. Известно, что до этого времени евреи составляли около трети населения Мдины – древней столицы Мальты (сегодня ее называют «город молчания»), а также проживали в других местах. Количественные потери того периода еврейская община не восполнила доныне. Рикошетом ударила высылка евреев и по оставшимся жителям острова, поскольку одновременно его покинули почти все практикующие врачи. На островах разразились эпидемии различных заболеваний, которые унесли немало жизней. Серьезно пострадали также и торгово-экономические связи.

После установления на Мальте власти Ордена Госпитальеров (Иоаннитов) в 1530 г., на острове стали появляться еврейские рабы, которых захватывали на море и силой доставляли воинственные рыцари. Выходцы из аристократических семей возводили уникальные архитектурные ансамбли, строили храмы и госпитали, впечатляющие до сих пор, но проявляли бесчеловечную жестокость и насилие по отношению к инакомыслящим. Общины европейских городов, в том числе итальянских и голландских, собирали деньги для того, чтобы освободить соплеменников, неоднократно обращались к представителям властей, от которых зависела их судьба, старались по возможности облегчить положение пленников. Доводилось еврейским рабам принимать участие и в военных конфликтах. Память о страшных событиях Средневековья хранят Еврейские ворота – единственные в городе Валетта, через которые разрешалось входить свободным евреям. Кстати, на картах островных городов можно найти и иные топонимические упоминания о народе Израиля: «Еврейский порт», «Еврейская пещера», «Еврейский рынок шелка», «Еврейский фонтан»…

Знаковая эпоха освобождения и дальнейшего развития общины мальтийских евреев связана с концом XVIII и началом XIX веков (краткосрочное французское и последовавшее за ним британское владычество), когда на острове появились немногочисленные новые поселенцы из Англии, Португалии, Гибралтара, Северной Африки. В 1846 г. на Мальте был назначен первый официальный со времен начала инквизиции раввин Джозеф Тахар. Позднее на остров стали перебираться еврейские беженцы из Европы. Понемногу они интегрировались в местную жизнь. Продавцы на одной из самых бойких улочек Валетты рассказывали мне, что когда-то здесь золотом торговали преимущественно евреи. Однако, несмотря на некоторый численный рост общины, до уровня былого ее расцвета было далеко. В начале ХХ века в связи с малочисленностью еврейского населения для проведения обрядов раввинов стали присылать с Сицилии.

Невозможно обойти вниманием тот факт, что перед Второй мировой войной Мальта – единственное из европейских государств – не требовало виз у евреев, спасающихся от нацизма. Многие мальтийские евреи мужественно сражались с фашистами в британской армии. А после получения страной независимости в 1964 году и образования Республики спустя десятилетие, отношения между Мальтой и Израилем стабильно укреплялись, что послужило серьезным стимулом, в том числе и для возрождения на острове еврейской жизни.

Современная община Мальты и в настоящее время не слишком многочисленна и составляет около двухсот человек. Большинство ее представителей имеют сефардское происхождение и проживают в столице государства Валетте или ее окрестностях. Высок процент пожилого населения, поскольку молодые евреи стараются репатриироваться или уехать в другие страны в поисках лучшей доли. Семитские корни имеют распространенные современные мальтийские фамилии – Кинтар, Саломон, Мели, Шалом и другие. Некоторые из них (как, например, винодельческая компания «Эллюль») стали брендами острова. Кстати, что интересно, не всегда носители догадываются о древних родовых корнях своих имен и фамилий.

В 2013 г. прямо на набережной шумного курортного городка Сан-Джулианс под руководством рава Хаима Шалома и ребецн Хаи-Мушки Сегал, посланников Любавичского ребе, гостеприимно распахнул свои двери еврейский центр ХАБАД. В нем проводятся занятия по изучению Торы, действуют программы для детей. Здесь можно помолиться, возложить тфиллин, принять участие в еженедельной церемонии встречи Шабата и еврейских праздниках, пообщаться в еврейской среде, узнать о жизни общины. Для посетителей открывает двери просторный ресторан “L’Chaim”, где предлагают отведать традиционные еврейские блюда и кошерную кухню с мальтийским колоритом. Существует небольшая библиотека, всех, кто приходит в еврейский центр, снабжают комплектом литературы на иврите и английском о жизни Любавичского ребе, основных законах и заповедях иудаизма.

Центр ХАБАД посещают не только местные евреи, иностранцы, временно проживающие или работающие на Мальте по контракту, но и любопытствующие путешественники со всех концов света. Туристов из Израиля также приезжает в эти края немало, это как пенсионеры, так и молодежь, которая увлекается историей и культурой разных стран. Для желающих могут быть организованы экскурсии по еврейским местам. В настоящее время для осмотра по предварительной договоренности на Мальте доступны старые еврейские кладбища. Помимо еврейского центра, есть возможность прийти на молитву в Шабат и в небольшую синагогу в городе Ташбиш, что неподалеку от Валетты.

Пережив периоды расцвета и упадка, смену династий и властей, вопреки разрушительным ураганам времени и мировым катаклизмам, по-прежнему бесстрастно синеет, переливаясь десятками лазурных оттенков, штормит, пенится и бьется о скалы прохладная соленая вода у островов древнего архипелага. Морская стихия наполняет окружающее пространство своим прерывистым дыханием, проявляет неукротимый характер. Могучие ветра столетиями поднимают паруса выходящих из Великой гавани кораблей, сотни лодок, яхт и больших судов горделиво покачиваются в маринах Мальты, точно специально для этого созданных природой. Меняются правители, обновляется состав населения, возникают новые общественные задачи. Но, несмотря ни на что и вопреки всему, сохраняется и выживает на каменистых островах небольшая еврейская община, несет в мир свет и добро народа Израиля, непреходящие ценности любви и мира, которые так необходимы всем сегодня.