Интервью «Я СЛУШАЮ СВОЙ ВНУТРЕННИЙ ГОЛОС» с Натальей Михалёвой-Сайа. Фотографии поэтессы.

Опубликовано: газета “Молодёжь Якутии”, № 48, 14 декабря 2004 г.
Автор: Нина ГЕРАСИМОВА.

Ее подруга по поэтическому цеху Сардана Амгинская сравнила составляющее творчества Натальи с тремя основными составляющими жизненной философии якутов: салгын-кут – это поэзия, ийэ кут – проза, буор-кут – тележурналистика.

«Дочка моя будет писательницей!»

В маленькой деревушке Тюбяй Сунтарского улуса, в которой родилась Наталья, школа всегда находилась под угрозой закрытия — из-за немногочисленности населения. Однако в детстве родной Тюбяй казался маленькой девочке центром мироздания.

Почему в такой глубинке рождаются истинно народные таланты? Там какая-то особенная вода или иной воздух? Ведь недалеко от Тюбяя в местности Ыгыатта родился и жил великий якутский сказитель Сергей Зверев. Тоже загадка: на такую маленькую местность – и сразу две величины! Может быть, все объясняется просто: прабабка Михалевой и мать Зверева – родные сестры. Дело в генетике?

– Все начинается с детства. А детство связано с матерью,– говорит Наталья. – Я родилась в многодетной семье предпоследним ребенком и росла в атмосфере исключительной любви и внимания. То, что детство не было ничем омрачено, видно из ее стихов – от них как будто исходит лучезарный свет той неповторимой поры.

«Если другие родители говорили своим детям: «О, мой сын (дочь) будет врачом, летчиком, учителем», ставили вполне земные цели, то мать моя мне, совсем маленькой девочке, говорила: «О, моя дочка будет красавицей!» или «О, дочка моя станет писательницей!» Когда я сейчас рассказываю, все удивляются: откуда она могла знать, что я стану писать?»

Будущая поэтесса очень рано научилась читать. И когда приходили гости, родители устраивали громкую читку: Наташа читала «Кыым» (по малолетству не вдумываясь в смысл). Все ахали: такая маленькая, а уже читает! «И как-то я всегда чувствовала, что жизнь моя будет связана с письмом, речью, слогом», — признается она.

Наташина мама не была пророчицей, но чувствовала свою дочь, ее предназначение. И потому материнское предсказание сбылось.

Интеллектуальная поэзия

Ценители якутской литературы хорошо знакомы с творчеством Натальи Михалевой-Сайа. На недавно прошедшей презентации ее книги в Национальной библиотеке им. Пушкина яблоку негде было упасть. А в веренице читателей «за автографом» можно было увидеть и восторженную бабулю, и юную поклонницу поэзии Михалевой. В зале можно было заметить и дам бальзаковского возраста, и солидных мужчин, известных личностей и простых читателей.

Наталья Михалева-Сайа – автор и редактор популярной передачи «Кэпсиэ» на канале НВК. На малой родине в Сунтарском улусе как работник управления культуры, затем – улусной телестудии она объездила все уголки. Работала редактором газеты «Сунтаар сулуhа», сейчас ведет постоянную рубрику в газете «Орто дойду».

Поэт Наталья Михалева-Сайа впервые ярко заявила о себе в 1987 г. на совещании молодых писателей республики. После у нее вышло два сборника стихов. В 1994 г. стала членом Союза писателей России. Сейчас Наталья пробует себя в прозе. Недавно вышла книга – повесть «Голубой подснежник».

Знатоки говорят, что ее поэзия интеллектуальна и глубоко философична. Народный поэт Якутии Моисей Ефимов отметил, что в поэзии есть три главных критерия – метафоричность, психологичность и музыкальность, а в поэзии Михалевой все эти три критерия сходятся.

Кстати, литературный триумф Натальи начался с легкой руки Моисея Дмитриевича, с его благословения. В 1987 г. обком ВЛКСМ перед Х1 семинаром-совещанием молодых писателей Якутии организовал литературный конкурс. Наталья, узнав о конкурсе, решила принять участие и отправила 9 стихов и один рассказ. М.Д.Ефимову как члену жюри вручили целую гору рукописей молодых авторов для просмотра и оценки. Так он познакомился с ее стихами, будучи еще не знаком с ней лично. После прочтения стихов сомнений не было: «На небосклоне якутской поэзии появился еще один талантливый поэт». Так, с ходу, Наталья вошла в сферу большой поэзии.

Газета «Эдэр коммунист» активно печатала произведения молодых авторов, в частности, стихи громко заявивших о себе именно в те годы молодых якутских поэтесс. Критики даже дали определение столь удивительному явлению — «женская поэзия». Хотя споры о том, надо ли разделять поэзию по половому признаку, идут до сих пор. Споры спорами, но именно в те годы якутская поэзия обогатилась целым созвездием новых, самобытных, ярких имен: Умсууры, Раисы Парниковой, Венеры Петровой, Натальи Михалевой. Говорят, Иван Гоголев-Кындыл Уйбаан, теперь классик якутской литературы, изумленно воскликнул: «И откуда они взялись, эти дети?! Откуда у них такой язык?!»

У Михалевой-Сайа язык сочный, колоритный. Наверное, на таком якутском поколения 1960-1970-х гг. уже не говорят. Но не одно только тюбяйское детство и генетика тут причиной. Она говорит, что работа в управлении культуры, общение с людьми этой сферы очень помогли ей. То, что сунтарские ысыахи гремели на всю республику, связано не только с особым менталитетом сунтарцев, но и со скрупулезной организационной работой. Наталья по долгу службы и по велению сердца с головой окуналась в организацию ысыахов. Для того чтобы побольше узнать о культурных обрядах и традициях, она читала олонхо, труды по фольклору, культурологии и т.д. Все, что она узнавала, попадало на благодатную почву.

Именно в те годы появились стихи о шаманском бубне, мече Манчаары, Туйаарыме Куо — это все традиционные якутские образы. Стихи «Перед камельком» – раздумья о месте и роли своего «я» в общей судьбе человечества, «Скорбь» – про опустевшие, исчезнувшие алаасы, – в них слышна боль и тревога за судьбу земли.

В чем значимость поэзии Михалевой? В ней соединяются индивидуальное начало, драматизм и тонкая лирика. Она ищет и познает смысл Бытия, счастья. Она мыслит через свое «я» масштабами Эпохи. Возможно, это и влияние времени, ведь она из поколения молодежи перестройки, когда все начало двигаться, ломаться, когда распахнулись окна и влетел свежий воздух перемен.

Наиболее общественные жанры – публицистика, поэзия звучали тогда с особенным накалом.

В.Окорокова в своем исследовании пишет, что «у Сайа истинно якутская душа. Может быть, это связано с тем, что она родом из Сунтара, родины осуохая? Ведь она признается, что осуохай с детства запал ей в душу, что она росла с ритмами осуохая».

Любовная лирика Сайа неиссякаема, как волшебный напиток. В лирической героине Сайа иногда горит огонь страсти, желания, запретных чувств, а иногда она тиха и нежна, сама кротость. Но смирение это обманчиво. Она очень женственна и загадочна, она не хочет быть разгаданной. Может, поэтому ее стихи нам близки: мы тоже такие, но мы не умеем об этом выразиться так.

От поэзии – к прозе

Недавно на книжных прилавках появилась ее новая книга – повесть «Голубой подснежник». Раньше она писала рассказы, но за повесть взялась впервые. Замысел появился давно, еще лет 10 назад, но осуществить задуманное удалось только сейчас. «Я вообще такой человек, что долго ношу задуманное в себе, коплю материал, думаю, зато пишу относительно быстро».

Другой вопрос, почему она взялась за прозу? «Стихи писать легче, они как бы рождаются сами, а проза требует вдумчивой работы, осмысления, большей отдачи», — отвечает она. Первая проба ей удалась. «Проза поэтов отличается, но у Михалевой проза – это только проза», – сказал один критик.

Героиня повести выходит из всех перипетий судьбы, сложных ситуаций, не упав духом, не потеряв веры в себя. Как сказал один молодой читатель: «Сейчас в литературе особенно нужны такие образы, читатели устали от грязи и лжи».

Пришла, увидела, победила?

Не зря говорят, что надо быть в нужном месте и в нужное время. Как раз в год ее переезда в Якутск открылся новый, 12-й канал НВК «Саха». Нужны были новые предложения. Наталья подготовила проект и внесла на рассмотрение. Так началась история «Кэпсиэ».

С первого выпуска передача стала популярной, ожидаемой телезрителями. Когда я спрашиваю у людей, за что они любят эту передачу, они отвечают, что она интересна и понятна, за разнообразие и неожиданность тем, некоторые с особым восторгом отмечают язык самой ведущей, ее манеру вести передачу. Как же это так – «пришла, увидела, победила»?

Сама она говорит, что ничего так просто, готовым, не приходит. Что десять лет работы на улусном телевидении не прошли даром. Однажды снятый их студией фильм про Кемпендяй завоевал на 1 фестивале работ улусных телестудий первое место. Тогда после просмотра сразу раздались аплодисменты, и всем стало ясно, что работа съемочной группы Михалевой – лучшая. Так что она пришла не с пустым багажом, а с огромным опытом творческой работы, зная сильные и слабые стороны телевидения, потребности простого телезрителя. А главное – в приложение ко всему прочему у нее было огромное желание работать, творить, внедрять что-то новое. Сейчас «Кэпсиэ» достойно занимает свою нишу на канале НВК, а в планах Натальи – различные новые темы.

Секрет успешности

Наталья говорит, что она всегда прислушивается к внутреннему голосу. «Кажется, сама судьба меня ведет, она признает, что человек готов идти по этому пути, и просто легонько подталкивает. Я берусь за такое дело, которое, может быть, и трудно, но интересно мне самой. Тогда уже надо, ничего не боясь, идти вперед».

Может быть, секрет ее успешности еще и в том, что она никогда не выбрасывает наработанный опыт, а умело использует его. Она всегда признается, что ей помогла ее былая деятельность там-то или там-то, полученные ранее знания. То, что она умелый организатор, наверное, идет еще со времен работы в улусном управлении культуры. Даже то, что она писала сценарии, ей пригодилось. В 1998-1999 гг. выходила в Сунтарском улусе газета «Сунтаар сулуhа». Редактором была Наталья Михалева. Она отмечает, что редакторство в газете научило ее собранности, оперативности, четкости – ведь они тогда только вдвоем выпускали 12-полосную газету!

Подруги-поэтессы после плавания на байдарке по Амге восхищаются ее смелостью и умением переносить трудности. «Она так храбро лазала по горам»,—рассказывала Саргылана Гольдерова.

На вопрос одного читателя: «Как вы все успеваете?» – она ответила, что какая-то сторона всегда страдает, но если человек занимается любимым, интересным ему делом, то это ему не в тягость, он не устает от этого.

А кроме всего прочего, Наталья – истинно красивая женщина. На творческих вечерах и тусовках, а главное – на экране ТВ ее всегда можно увидеть в чем-нибудь «этаком». На нее приятно смотреть, ею любуются. Она – нежная мать двух прекрасных дочек, они – ее главная опора, ее помощницы.

Она упомянула, что у нее в жизни все меряется десятилетними вехами. Может, очередное десятилетие начнется с раскрытия нового лика Михалевой? Вот такова она, Наталья Михалева-Сайа, одна из нас, и все-таки – избранная.