Автопортрет. 1911 г.
Розанова Ольга Владимировна
1886-1918
«Творит только тот, кто предчувствует себя новым…» — сформулировала Розанова свое кредо в 1913 году.
Меленки, Владимирская губерния, 1886-1918, Москва
1904–1910 – училась в художественных студиях К.Большакова, К.Юона, СПХУ в Москве. В студии К.Ф.Юона, где одновременно с нею брали уроки известные в будущем художницы-авангардистки Л. С. Попова и Н. А. Удальцова, посещал занятия поэт-футурист А. Е. Крученых, с которым впоследствии будет связана вся ее жизнь. По сути, втроем, с А. Е. Крученых и В. В. Хлебниковым, они стали создателями такого уникального явления авангардного искусства, каким признана футуристическая книга. Поэты с помощью художницы освободили слова и буквы своих стихов от необходимости выстраиваться в строчки. Так совместными трудами рождался новый, синтетический образ книги, где все элементы обладали футуристическим динамизмом.
1911 – занималась в студии Е.Н.Званцевой в Петербурге
1911 – художественный дебют на выставке “Союза молодежи”.
1913 – издан манифест «Союза молодежи», одним из авторов которого была Розанова.
1916 – художница активно сотрудничала с К. С. Малевичем в группе “Супремус”. Футуристический период творчества Розановой связан с графикой, супрематические же опыты проходят в основном в области живописи – в поисках цвета и света. Темы ее поздних композиций – “рождение” нового цвета в контрастах света и тени, светоносность цвета, “преображенный колорит”.
1918 – Розанова была включена в состав Московской художественной коллегии, организовала Промышленный подотдел ИЗО Наркомпроса. Жертвуя здоровьем и собственным творчеством, невероятными личными усилиями способствовала восстановлению традиционных художественно-ремесленных промыслов России. По сути, это был ее гражданский подвиг во имя Искусства.