Хронология жизни и творчества Софии Парнок. Составитель Николай Доля.

София Парнок (по рождению София Яковлевна Парнох, 1885-1933) — русский поэт эпохи Серебряного века и советского времени, литературный критик (печаталась под псевдонимом Андрей Полянин), переводчик и либреттист.

Начав литературную деятельность в 1906 году, С. Парнок до конца своих дней сохранила своеобразие поэтического стиля. Она первая в русской поэзии воспевала сафическую любовь. Ее лирическая героиня — женщина, свободно и откровенно выражающая свои чувства, живущая миром собственной души. Ее стихи они передают ход раздумий на протяжении всей жизни, историю ее любви и духовного роста.

Творчество русской «Сафо с улицы Тверская-Ямская» не вписывалось ни в эстетические нормы дореволюционной литературы, ни в рамки коммунистической морали. И несмотря на то, что ее вклад в русскую поэзию ХХ века был поистине единственным в своем роде, ее имя долгое время было неизвестно широкой публике и практически всеми забыто. И до настоящего времени наиболее известным фактом ее биографии остаются ее отношения с Мариной Цветаевой в 1914-16 гг.

При жизни опубликовано пять сборников: «Стихотворения» (1916), «Розы Пиерии» (1922), «Лоза» (1923), «Музыка» (1926), «Вполголоса» (1928) и значительное количество критических статей. Опера А.А. Спендиарова на либретто С.Парнок «Алмаст» впервые поставлена в Большом театре в 1930 г. и имела большой успех.

КРАТКАЯ ХРОНИКА ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА СОФИИ ПАРНОК
1885
30 июля (12 августа) в г. Таганроге, в обрусевшей еврейской зажиточной семье родилась София Яковлевна Парнок (Парнох)

Отец — Яков Соломонович, провизор и владелец аптеки, почетный гражданин г. Таганрога

Мать — Александра Абрамовна, урожденная Идельсон (1853?-1891), врач

1891
Рождение сестры Елизаветы (в браке Тараховская, 1891-1968) и брата Валентина (псевдоним Парнах 1891—1951), вскоре смерть матери

1894
Поступление в женскую гимназию Императрицы Марии

1901
Лето Поездка в Крым, г.Балаклава

1902
Весна. Влюбленность в Женю. Неудовлетворенность жизнью в Таганроге

Июнь. Тяжелая депрессия

Июль. Поездка в Крым, любовь к Н.Поляковой

Конец августа. Остановка в Ростове-на-Дону по пути домой. Тоска по Наде

Знакомство с Михаилом Гнесиным и Владимиром Волькенштейном

1903
Знакомство с Е.В. Гельцер и ее покровительство

Окончание гимназии, отъезд за границу.

В Женеве посещает занятия на филологическом факультете университета. Знакомство с семьей Плеханова.

1904
Лето. Возвращение в Россию. Петербург. Обучается в консерватории по классу фортепьяно.

1905
Начало. Оставляет консерваторию. Отъезд за границу.

В Женеве встретившись с Л.Г. Плехановой, на несколько месяцев с ней и ее семьей в Италию. Регулярная переписка с В. Волькенштейном

1906
В январе в Женеве первые опыты в драматургии, пьеса «Сон»

Начало мая. Возвращение в Москву живет с подругой, возможно с Н.Поляковой.

Июнь. Возвращение в Таганрог

Ноябрь. Публикация в «Журнале для всех» первого стихотворения «Осенний сад»

1907
Начало. Разрыв отношений с Н. Поляковой

Сентябрь. Брак с Волькенштейном по еврейскому обряду, переезд в Петербург

Октябрь. Знакомство с Л.Гуревич. В ее имении первые опыты в написании детских сказок.

Осень. Знакомство с Софьей Чацкиной и Яковом Сакером, А. Блоком, М.Кузминым, Вяч.Ивановым, Ф.Сологубом, М.Волошиным, А.Ахматовой.

1908
Бестужевские высшие женские курсы при Петербургском университете. Юридический факультет.

Весна. Опубликованы 2 сихотворения

Лето. Занимается переводами Бодлера.

1909
Январь. Бросает мужа, требует развода, переезжает в Москву.

Апрель. Официальный развод с Волькенштейном.

Лето. Путешествие по Волге, в Крым и на Кавказ, недолгие увлечения девушками

1910
Конец 1909-начало 1910 Несколько месяцев в Петербурге. Приподнятое настроение.

С февраля 1910 года по 1911 Москва, «Большая тоска», депрессия, переезд в Кривоколенный переулок

Публикация в «Вестнике Европы» 2 стихов: Отрывок и Романс

1911
Публикации в «Новой жизни» под псевдонимом Андрей Полянин, депрессия, тупик, мечты о путешествии.

Март. Публикации в «Новой жизни» стихотворений «Молитва» и «Тоска владычица»

Май, в «Русской мысли» опубликовано стихотворение «Чья воля дикая над нами…»

Сентябрь. Публикация в «Вестнике Европы» 2 стихотворений

Октябрь. Публикация в «Вестнике Европы» 3 стихотворений

Октябрь. Публикация во «Всеобщем ежемесячнике» 2 стихотворений

Октябрь. Публикации в «Новой жизни» 1 стихотворения

Декабрь. Публикации в «Новой жизни» 2 стихотворений: «Как образ божества из водяной стихии…» и «Мадригал»

Декабрь. Отъезд в Петербург

1912
Возвращение в Москву, смерть отца

1913
Крещение по православному обряду.

27 февраля. В «Русской молве» опубликована критическая статья (?)

Февраль. В «Северных записках» с февральского номера начинают печатать стихи С.Парнок.

Апрель. В «Северных записках» опубликована критическая статья «Отмеченные имена»

Весна. Встреча с Ираидой Альбрехт.

Май. В «Северных записках» опубликована критическая статья «В поисках пути искусства» и стихотворение посвященное Л. Гуревич

Май. В «Русской молве» опубликовано стихотворение «Сонет. (Мы не приметили, как сумрак начудесил…)»

Сотрудничество с «Северными записками» и «Русской молвой». Публикации стихов и статей, дружба с Гуревич

Осень. Начало работы над либретто оперы «Гюльнара», композитор М. Штейнберг.

Осень. С.Парнок занимает штатную должность в «Северных записках»

Осень-зима. Работа над большой повестью. (утеряна)

Декабрь, в «Северных записках» опубликовано стихотворение «Люблю в романе все пышное и роковое…», «Да, я одна. В час расставания…»

1914
Весна – лето. Путешествие с Альбрехт по Европе (Италия, Германия, Англия)

Июнь, в «Северных записках» опубликовано стихотворение «На закате» ибольшая критическая статья о романе А.Белого «Петербург».

Июль, в «Северных записках» опубликовано стихотворение «Голубыми туманами с гор на озера плывут вечера…»

Октябрь. Знакомство с М. Цветаевой (1892-1941). Бурное начало романа, резкий разрыв

Ноябрь. Возвращение брата Валентина Парнаха из Палестины

Середина декабря. Ссора с Альбрехт, сняла квартиру на Арбате

Рождество. Поездка с Цветаевой в Ростов Великий. Расцвет любви с М. Цветаевой.

В Альманахе «Сборник 1914 год» опубликовано стихотворение «Фридриху Круппу»

1915
Зима. Приезд сестры Лизы, Хлебный переулок

Январь, в «Северных записках» опубликованы стихотворения «Словно дни мои первоначальные…», «На каштанах пышных ты венчальные…»

Февраль, в «Русской мысли» опубликовано стихотворение «Забыла тальму я барежевую…», Рондо («Ужель конец? Глаза ненасытимы…»)

Февраль – весна. Разгар чувств, ссоры, ревность, выяснение отношений с Цветаевой

Май, в «Русской мысли» опубликовано стихотворение «Белой ночью»

Май-июнь, в «Северных записках» опубликованы стихотворения «С пустынь доносятся…», Сафические строфы («Эолийской лиры лишь петь заслышу…»), «Снова знак к отплытию нам дан!..»

27 мая – 22 июля. Отдых в Коктебеле вместе с Цветаевой и др.

Июль-август. Три недели в Святых горах с Цветаевой

Сентябрь, в «Северных записках» опубликовано стихотворение « К нам долетит ли бранный огонь…»

Осень-начало зимы. Агония любви к Цветаевой, обострение болезни

Ноябрь-декабрь, в «Северных записках» опубликовано стихотворение Рондо («Я вспомню все. Всех дней, в одном безмерном миге…»), «Снова на профиль гляжу я твой крутолобый…», «Твои следы в отцветшем саду свежи…»

Конец года. Поездка с Цветаевой в Петроград

1916
19 января. Возвращение в Москву

Февраль (5?) Разрыв с Цветаевой, начало отношений с Л.Эрарской (ок.1890-1964)

Февраль. Выход сборника Парнок С. «Стихотворения» — итог ее раннего творчества. (60 стихотворений) – первое в истории России открытое провозглашение сафического лирического я.

Апрель-май. Рецензия на «Камень» Мандельштама

Лето. Отдых в Судаке, переписка и встреча с Ходасевичем в Коктебеле

Сентябрь, в «Северных записках» опубликованы стихотворения Сонет, «Пенфесилея», «Пахнёт по саду розой чайной…», «Разве мыслимо рысь приручить…»

Осень – зима 1916

Москва. 4 стихотворения в «Северных записках», углубление отношений с Эрарской

1917
Январь. Выход последнего номера «Северных записок» со статьей А. Полянина о Брюсове

Зима-весна. Жизнь с Эрарской, революционная ситуация. Работа в конторе.

Июнь – июль. Отъезд с Эрарской в Милино Тульской губернии, болезнь обеих, возвращение в Москву

Июль, в «Северных записках» стихотворение «Я не люблю церквей, где зодчий…»

Август. Отъезд с Эрарской в Судак. Дом Попандопуло

Осень. Революция. Переезд на дачу С.В. Гриневич. Знакомство с А.А. Спендиаровым (1871-1928)

Зима 1917- 1918 Работа над либретто «Алмаст», дружба с сестрами Аделаидой и Евгенией Герцык

1918
Осень. Разлад с Эрарской

1919
Кризис во взаимоотношениях с Эрарской, продолжение работы над «Алмаст», госслужба

В Харькове в альманахе «Камена», вып.2 опубликованы стихотворения «Безветрием удвоен жар…», «Не хочу тебя сегодня…», «О, чудный час, когда душа вольна…», «О, Боже мой, кто это? Входит. Сбежали…», «Опять, как раненая птица…», «Оттого в моем сердце несветлом…», «Никнет цветик на тонком стебле…», «Разве полночь такая—от Бога…», «Не придут, и не все ли равно мне…»

1920
Боевые действия в Крыму, засуха. Голод, работа на огороде

В Феодосии в альманахе «Ковчег» опубликованы стихотворения «Каждый вечер я молю…», «В концерте»

1921
Зима. Арест А. Герцык и С. Парнок

Весна. Освобождение, письмо к Горькому, туберкулез

Ж/д катастрофа, пассажир, с которым она поменялась местами, погиб

Лето. Засуха, голод, болезни, отъезд в Феодосию

1922
Январь. Возвращение в Москву, поиск средств для оставшихся в Крыму

Весна – лето. Работа над стихами для сборника «Лоза», статья «Дни русской лирики», размышления о Боге, дружба с Е. Герцык

Весна – лето. В Альманахе «Лирический круг» опубликованы стихотворения: «Не внял тоске моей Господь…», «Ни нежно так, ни так чудесно…», «О, этих вод обезмолвленных…»

Июль, в журнале Москва, №7 опубликованы стихотворения «Дирижер», «В толпе»

Сентябрь. Выход сборника «Розы Пиерии», новый любовный роман, отъезд Е.Герцык за границу

В альманахе «Свиток» №2 были напечатаны «Разве мыслимо рысь приручить…», «О, чудный час, когда душа вольна…», «О, Боже мой, кто это? Входит. Сбежали…», «Опять, как раненая птица…», «Оттого в моем сердце несветлом…», «Никнет цветик на тонком стебле…»

Октябрь-декабрь. «Обморок души», духовный и физический спад

1923
Январь. Правка сборника «Лоза»

Февраль. Посещение кружка «Московский цех поэтов», знакомство с Львом Горунгом, Ольгой Николаевной Цубербиллер (1885-1975), профессором математики МГУ. Смерть Е.О. Кириенко-Волошиной

Июль-август, в журнале «Беседа», №7 опубликованы стихотворения «Дирижер», «Краснеть за посвященный стих…», «Целый день язык мой подличал…»

Имя подруги неизвестно. Отчуждение от литературной жизни Москвы, возвращение Валентина Парнаха

1924
Весна. В «Русском современнике» напечатаны 2 стихотворения «Ни до кого никому никогда…», «Жизнь моя! Ломоть мой пресный…», «Кто разлюбляет плоть, хладеет к воплощенью…» и статья «Пастернак я другие» (последняя публикация в этом жанре)

Лето. Отдых за городом

Осень-зима. Переводы 2-х повестей, кризис в личной жизни

1925
Зима-весна. Болезнь Эрарской, финансовый кризис

27 июня. Смерть Аделаиды Герцык, углубление дружбы с Цубербиллер

Осень. Жизнь с Цубербиллер, тяжба за гонорар за неопубликованные переводы

Зима 1925-1926. Творческий подъем , но физическое нездоровье, расцвет любви к Цубербиллер, стихи к ней

1926
Весна. Работа в издательстве «Узел», выход в свет сборника «Музыка»

Лето. Парнок, Цубербиллер и Эрарская живут под Москвой

Осень. Возвращение в Москву, новое смятение чувств

Зима. Ухудшение здоровья, депрессия, перевод романа Пруста

1927
Январь-май. 14 стихотворений, ожидание смерти

1928
Выходит сборник «Вполголоса», посвященный Ольге Николаевне Цубербиллер, включающий в себя 38 стихотворений.

Май. Смерть Спендиарова. Над оперой «Алмаст» завершает работу (к весне 1929) Максимилиан Штейнберг

1929
Процесс утверждения оперы «Алмаст» к постановке в Большом театре.

1930
Весной начались репетиции «Алмаст» в Большом театре

24 июня. Состоялась премьера оперы, которая прошла с триумфальным успехом.

1931
Осень. Начало работы над либретто оперы Юлии Вейсберг «Гюльнара»

Декабрь 1931. Встреча с Ниной Евгеньевной Веденеевой (1882-1955), ученым-физиком МГУ. Начало последней любви.

1932
Любовный треугольник. С. Парнок создает циклы: «Большая Медведица» и «Ненужное добро»

1933
Всю зиму и весну (до мая) С. Парнок тяжело болела, была прикована к постели.

26 августа. В с. Каринском С. Парнок умерла от разрыва сердца

29 августа. Похороны на Немецком кладбище в Лефортово.