КРАТКАЯ ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ
Татьяна Александровна Бек родилась в Москве 21 апреля 1949 года в семье известного советского прозаика Александра Бека.
Окончила факультет журналистики МГУ в 1972 году, после чего работала библиографом, редактором, литературным консультантом.
С 1990 года преподавала в Литературном институте имени Горького — вела творческий семинар поэзии. С 1994 года — доцент.
Являлась членом исполкома Русского ПЕН-центра.
Автор следующих поэтических книг:
«Скворешники» (М., 1994)
«Снегирь» (М., 1980)
«Замысел» (М., 1987)
«Смешанный лес» (М., 1993)
«Пятицветная тайна» (М., 1994)
«Дерево на крыше» (М., 1997)
«Облака сквозь деревья» (М., 1997)
«Узор из трещин» (М., 2002)
«Сага с помарками» (М., 2004)
Автор многожанровой книги «До свидания, алфавит. Эссе. Мемуары. Беседы. Стихи» (Б.С.Г.-Пресс, 2003).
Автор-составитель учебных антологий «Серебряный век» (М., 1996) и «Акмэ: К истории акмеизма» (М., 1997). Автор многих статей по проблемам русской поэзии ХХ столетия.
Была колумнисткой в еженедельнике « Ex – libris » («Независимая газета»).
Лауреат поэтических премий года журнала «Звезда» (СПб., 1995) и «Знамя» (М., 1997). Лауреат ежегодной премии Союза журналистов России «Серебряный гонг» — как лучший колумнист, пишущий о проблемах литературы (персональная колонка «Книгочейша» в «Общей газете»; 2001). Лауреат конкурса «Московский счет», номинация «Лучшая поэтическая книга года» — 2004 год.
Стихи переведены на английский и немецкий, шведский, датский и итальянский, болгарский и польский, грузинский и украинский языки.
Огромная маленькая Вселенная
Чехов заметил однахды – к спору о новых формах в искусстве: “Что талантливо, то и ново”. Для того чтобы составить себе адекватное представление о том, что талантливо в современной поэзии, достаточно прочитать стихи Татьяны Бек. Благо ее новый томик “Сага с помарками” (М.: Время) – это не только новые стихи, но и избранное из книг, выходивших в прежнии годы. первым поэтом, заметившим ее талант, был Александр Твардовский: он напечатал стихи московской школьницы в “Новом мире”, самом знаменитом журнале 60-х годов. Это была оценка по самому что ни наесть гамбургскому счету: общеизвестно, что Твардовский скептически относился к поэтическим способностям “девочек из литературных семей” (а Татьяна Бек родилась в семье известного писателя Александра Бека). Мир этой девочки был необычен уже в те времена, о которых она писала: “Мой внешний мир / с одной читальней, / троллейбусом и телефоном / завидовал дороге дальней, / лесам глухим, морям бездонным! / Но знала я, что суть не в этом, / Что дух, / невысказанный, пленный, / И был бескрайним белым светом, / Огромной маленькой вселенной”. Она пишет стихи не для того, чтобы блеснуть яркой метафорой (хотя ярких метафор у нее не мало), не для того, чтобы поразить причудливой цепочкой образов (хотя образы ее незаурядны и нестандартны). Она пишет потому, что знает: через стихи с человеком разговаривает Бог. Способность понимать и способнсть создавать поэзию – это абсолютно самодостаточное счастье.
Людям, которые на такое счастье способны (а ведь быть счастливым – дело нелегкое!), и предназначены стихи недавно ушедшей из жизни Татьяны Бек.
“Аэрофлот”
Скончалась 7 февраля 2005 года в Москве.