ПОЭЗИЯ НАДИРЫ (1792-1842)
Махлар-айим Надира – видная поэтесса, занимающая особое место в узбекской литературе первой половины XIX века.
Надира родилась в 1792 г. в г. Андижане. В юности она получила хорошее образование, изучала книги по истории и литературе не только на родном, узбекском, но и на персидско-таджикском языках. Большая часть жизни поэтессы прошла в Коканде в придворных кругах. Когда Надире было тридцать лет, умер спутник ее жизни Умархан. Последующие годы жизни поэтесса провела в среде любителей и покровителей литературы.
Продолжая давнюю традицию родной поэзии. Надира создавала стихи как на узбекском, так и на персидско-таджикском языках. На родном языке она писала под тахаллусами (псевдонимами) “Надира” и “Камила”, персидско-таджикские подписывала тахаллусом “Макнуна”. В ее рукописных диванах встречаются различные жанры лирики – газели, мухаммасы, мусаддасы, мусамманы, тарджибанды и другие. Есть у Надиры и несколько “Песен разлуки”. Все эти произведения получили широкую известность в народе и включались во многие рукописные сборники прошлого века.
В исторических и литературных сочинениях современников Надиры (Хакимхана, Хатифа, Мушрифа и др.) имеются сведения о том, что поэтесса принимала деятельное участие в культурной жизни как покровительница искусств. Она оказывала содействие развитию наук и литературы, участвовала в строительстве зданий медресе, караван-сараев, торговых рядов.
В своем творчестве Надира продолжала традиции таких великих поэтов как Навои и Бедил, воспевая любовь к человеку, раскрывая его духовную красоту. Надиру привлекал также сатирический дух тех произведений Навои, в которых обличаются невежество и суеверие. Поэтесса наблюдала за происходящими событиями, осуждала пороки.
В творчестве Надиры ярко проступает одно существенное его свойство: поэтесса неизменно внимательна к жизни женщин, своих современниц, придавленных жестокими положениями ислама, она возносит похвалы красоте, доброте женщин, воспевает их стремление к светлым дням будущего.
Надира стремится защитить права женщин, призывает к справедливости и человечности. Ей ненавистны времена, когда “любимый безучастен, счастье изменчиво, стоны безответны”. В газелях Надиры отражены идеалы дружбы, верности и преданности. Надира утверждает, что “не ведающий любви – не человек”, называет свой диван “Зерцалом любви” и в своем “Свитке счастья” высказывает веру в то, что “сердца влюбленных просветляются, если они согласуются с самой сутью сотворенного”.
Стихи Надиры отмечены теми прогрессивными тенденциями узбекской литературы, которые характерны для первой половины XIX в. Надира – незаурядная поэтесса, способствовавшая вместе со своими современниками – собратьями по перу Мунисом, Агахи, Хазыком, Гулхани, Гази, Увайси и Махзуной развитию и обогащению поэзии своего времени. Творчество Надиры проложило путь формированию прогрессивного направления в узбекской поэзии этого периода. Современники и последователи Надиры под влиянием ее поэзии создали прекрасные образцы художественного творчества. Жившая на рубеже XIX и XX вв. поэтесса Дильшад писала: “Песнь моя созвучна стихам Надиры, и да поём мы с ней согласно”.
Жизнь Надиры оборвалась трагически. Это произошло в эпоху феодальной раздробленности страны, эмирско-ханских междоусобных распрей. В 1842 г. поэтесса вместе со своими сыновьями – Мухаммадали и Султан-Махмудом была зверски убита бухарским эмиром Насруллой. Творчество поэтессы оставило неизгладимый след в узбекской литературе. Надира мечтала о светлом будущем и звала к нему своих современников: “Я мечтаю о том, как взойдет солнце нашего счастья и наступит конец мраку темницы”.