Биография Мехсети Гянджеви

Мехсети Гянджеви – азербайджанская поэтесса XII века. Сведений о ее жизни очень мало. Существует много спорных мнений о том, является ли она исторической личностью или нет, жила ли она до Омара Хаййяма или после него, о том, где она родилась.
Последниe иследования говорят что она родилась примерно в конце XI века в городе Гяндже, получила отличное образование и прекрастно знала и понимала Восточную литературу и музыку.

Мы выражаем чувство благодарности писателю-публицисту Рафаэлю Гусейнову за его научные исследования и историческую последовательность в описании жизненного пути и творчества Мехсети Гянджеви, которые он объединил в своей книге “Мехсети – какая она есть”.
В рукописях “Мехсети и Амир Ахмед” поясняется, что Мехсети становится известной как поэтесса в еще очень раннем возрасте; немного спустя она принимает участие в поэтических собраниях и вечерах, проводимых во дворце правителя Гянджи, Султана Мухаммеда. Приблизительно, в возрасте 25-26 лет поэтесса знакомится с Амиром Aхмедом. Отец Амира Ахмеда вопреки правителям Гянджи дружит с Мехсети и часто приходит в гости в Харабат, где она жила. Один из эмиров Гянджи обращается с жалобой к правителю Гянджи. Но правитель Гянджи – Султан Мухаммед в период расследования этого спорного вопроса неожиданно умирает. В это время Мехсети Гянджеви приблизительно было 28-29 лет. Следовательно, принимая во внимание этот факт, датой рождения Мехсети Гянджеви принято считать 482 (1089) г. Возникшие в будущем спорные вопросы по поводу ее рождения, можно разрешить, опираясь на этот факт. Но, несмотря на все условности, датой рождения Мехсети Гянджеви следует считать 1089 г.

Одни из важнейших периодов в жизни Мехсети – дни, месяцы – связаны с городами Балх, Марв, Нишапур, Герат.
Некоторое время она жила и творила в Марве.

В юности, будучи вынужденной покинуть Гянджу на несколько лет, уже в зрелом возрасте, она вновь возвращается в родной город и живет здесь до конца своих дней. Проведенные в разлуке с родным городом, годы, наложили отпечаток на многие ее стихотворения.
Во времена правителя Гянджи, Султана Тогрула, Мехсети было уже за семьдесят. Но, приобретенным за всю свою жизнь огромным опытом, поэтическим талантом, Мехсети даже в этом возрасте своими речами могла украсить любые собрания. Естественно, что для того, чтобы придать особое значение во всех собраниях, она всегда приглашалась во дворец Султана Тогрула, и с достоинством оправдывала оказанную ей честь.
В новом издании “Большой Советской Энциклопедии” мы не встречаемся с именем Мехсети. Заметно, что после выступлений некоторых литературоведов, образ Мехсети долгое время считался мифическим, почти вымышленным. Конечно, прежде всего, проблема доказательства истины жизненного пути Мехсети – это вина нашего литературоведчества. В последующем издании “Большой Советской Энциклопедии” образ Мехсети Гянджеви кратко упоминается, как образ придворной поэтессы. Нет сомнений, что авторы этих изданий не имели достаточных представлений о жизненном пути Мехсети.

В ноябре 1923 г. в вышедшей в Тифлисе газете “Новая мысль”, в 206-м номере появляется статья Мир Аббаса Багирзаде “Могила Низами”. В статье рассказывается об организации специальной комиссии, в которую входили лучшие умы Гянджи (поэт Мирза Мухаммед Ахундзаде, педагог Джавад бей, историк Рафибеков, педагог Мир Казым Мирсулейманзаде).Целью этой комиссии было проведение раскопок в апреле 1923 г. вблизи места захоронения Низами, а также перенесение могилы к месту захоронения Шаха Аббаса.
Во время раскопок возле могилы Низами была обнаружена женская могила. Было высказано много догадок по поводу, кому могла принадлежать эта могила. Вахид Дастгерди предположил, что это могила возлюбленной Низами – Афаг. Нашлись также сторонники мысли, что это могила дочери великого поэта. Хотя нет никаких достоверных фактов о том, что у Низами была дочь. В конечном счете, ни у одного из этих споров не было реальной основы.
Однако, в рукописи “Мехсети и Амир Ахмед” есть упоминание о местонахождении могилы Мехсети вблизи могилы Низами.
Мы не будем углубляться в споры, оглашенные в 1923 г., о том чья это могила – Афаг, Мехсети или кого-либо другого. Нет сомнений, что в будущем будут возникать все новые и новые сведения о личности Мехсети. Опираясь на новые факты, мы узнали о том, что Мехсети была не только поэтессой, но и музыкантом, и шахматисткой.
Самый плодотворный период своего творчества, Мехсети Гянджеви провела во дворцах Султана Махмуда Сельджука и его дяди – Султана Санджара Сельджука. Некоторые из ее произведений в полной мере не дошли до нашего времени.
В книгах и свитках, относящихся к XIII-XVII вв сохранилось около 200 ее произведений, лирических стихов. Это доказывает то, что Мехсети Гянджеви принадлежит не только своему веку, но и последующим столетиям, последующим поколениям. Многие поэты и писатели в своем творчестве пытались подражать ей.

Основное место в ее творчестве занимает любовная лирика. Ее произведения отличаются широким мировозрением, гуманизмом, эпикуризмом, нежностью. Любовь в произведениях Мехсети Гянджеви принимает значение естественного, возвышающего человека чувства. Поэтесса, поднимаясь против произвола властей, религии, встает на защиту нравственной и физической свободы человека. В ее стихотворениях отражаются мечты о свободе и счастливой жизни народа, и в особенности женщин Востока.

В Гяндже создан ее музей, а в 1980 г ей был поставлен памятник.

Когда-нибудь настанет такой день, что возле воздвигнутого и воспетого с такой народной любовью мавзолея Низами, будет возвышаться и мавзолей первой великой поэтессе. Тогда, спустя восемь столетий, в Гяндже по-настоящему встретятся Низами и Мехсети…