Оригинал материалa находится по адресу:
familyclassics.narod.ru/montgomery.html
Биографические сведения
Имя канадской писательницы Люси Мод Монтгомери (1874 – 1942) почти неизвестно русскому читателю, а между тем ее произведения вот уже много лет пользуются огромным успехом как во всех англоязычных, так и во многих других странах, — они почти ежегодно издаются миллионными тиражами в США, Канаде, Великобритании, Австралии, появляются в переводах на другие языки, на их основе созданы театральные постановки и кинофильмы, а городок Кавендиш на острове Принца Эдуарда, где родилась, жила, творила и похоронена писательница и где происходит действие ее книг, стал одной из достопримечательностей Канады и местом паломничества многочисленных туристов. С 1993 г. при университете острова Принца Эдуарда действует исследовательский институт Л. М. Монтгомери, занимающийся изучением ее творчества.
Будущая писательница родилась 30 ноября 1874 г. в городке Клифтон (ныне Нью-Лондон). Ей еще не было двух лет, когда умерла от туберкулеза ее мать. Отец оставил девочку на попечение бабушки и дедушки — родителей ее матери, живших в Кавендише,– а сам переехал в провинцию Саскачеван, где женился во второй раз.
С шести лет она посещала обычную сельскую школу, а с девяти начала вести дневник и пробовала писать стихи и рассказы. Впервые ее стихотворение было опубликовано в газете Патриот в 1891 г., когда она один год жила в Саскачеване у отца и мачехи.
В 1894 г. Монтгомери, закончив Колледж принца Уэльского в Шарлоттауне, получила учительскую лицензию. В следующие годы она преподавала в разных школах родной провинции, а в течение одного года посещала университет в Галифаксе. Все эти годы она много писала: стихи рассказы, сериалы, которые публиковала в канадских, американских и британских журналах.
После смерти дедушки в 1898 г. она вернулась в Кавендиш, чтобы взять на себя заботу о бабушке. Там она и провела следущие 14 лет (с небольшим перерывом в 10 месяцев в 1901 –1902 гг., когда работала в Галифаксе репортером и корректором в одной из газет), а после смерти бабушки в 1911 г. вышла замуж за пресвитерианского священника Эвана Макдональда, с которым была тайно помолвлена за пять лет до этого. Эван не был ее первой любовью; до этого в ее жизни была неудачная помолвка с дальним родственником Эдвином Симпсоном и непродолжительное, но горячее романтическое увлечение другом Херманом Лердом.
Вскоре после свадьбы молодые супруги переехали в Лискдейл (провинция Онтарио), где Эван был священником. Там они прожили до 1926 г. Там же родились их три сына Честер (1912), Хью (мертворожденный, 1914) и Стюарт (1915). Люси Мод помогала мужу в его пасторской деятельности, занималась хозяйством (она очень хорошо готовила, любила рукоделие, увлекалась садоводством, фотографировала), вела обширную переписку с друзьями и много писала. На остров Принца Эдуарда она возвращалась лишь ненадолго, в летние месяцы. В 1926 г. семья переехала в Норвал (провинция Онтарио), а в 1935 г. после выхода Эванса на пенсию перебралась в Торонто.
Повесть “Аня из Зеленых Мезонинов”, в основу которой легли детские впечатления писательницы, была написана в 1905 г., однако несколько канадских издателей, которым Монтгомери предложила свою рукопись, отвергли ее. Лишь в 1908 г. книга вышла в США. Успех книги был немедленным и неслыханным. Марк Твен назвал рыжеволосую героиню Монтгомери “самым трогательным и очаровательным ребенком художественной литературы со времен бессмертной Алисы”.
После выхода в свет первой книги писательница получила тысячи писем с просьбой продолжить историю Ани. И тогда появились следующие произведения, повествующие о судьбе Ани-подростка, девушки и, наконец, взрослой женщины (“Аня из Авонлеи”,” Аня с острова Принца Эдуарда”, Аня из Шумящих Тополей”, “Анин Дом Мечты”, “Аня из Инглсайда”), и другие сюжетно связанные с ними повести об Авонлее и ее обитателях (“Авонлейские хроники” и др.), встретившие не менее восторженный прием у читательской аудитории. Вскоре появились и повести о других девочках: Джейн с Маяка, Килмени из Фруктового Сада, Эмили из Молодого Месяца (по мнению исследователей ее творчества, самая автобиографическая из книг Монтгомери), Пэт из Серебрянных Зарослей и др. Всего при жизни Монтгомери опубликовала 20 романов (действие 19 из них происходит на острове Принца Эдуарда), около 500 коротких рассказов и около 500 стихотворений (в газетах и журналах), 2 сборника рассказов, один том поэзии, 3 коротких биографических очерка в серии “Смелые женщины”, а также множество статей на разные темы. Исследователям ее творчества и истории Канады она также оставила бесценный материал в виде своих дневников, в которых помимо собственных записей можно найти личные памятные вещи, газетные вырезки, фотографии.
В 1923 г. Монтгомери первой из канадских женщин получила членство в Королевском Обществе Гуманитарных Наук в Великобритании, а в 1935 г. была избрана в институт искусств Франции и получила орден Британской империи. В 1936 г. канадское правительство приобрело значительный участок земли в Кавендише, уже ставшем к тому времени популярным местом у всех поклонников книг Монтгомери, и отвело его под национальный парк. В 1943 г. Монтгомери была объявлена в Канаде “личностью национального исторического значения”.
Умерла Люси Мод Монтгомери 24 апреля 1942 г. и похоронена на кладбище в Кавендише, на холме, откуда видно землю и море, которое она очень любила. Муж пережил ее ненадолго — он скончался в ноябре 1943 г.
Творчество и биография Л. М. Монтгомери стали предметом множества книг, статей, исследований. Если первоначально к ее произведениям применялись критерии детской литературы, то в последние двадцать лет в связи с развитием феминистского направления в литературной критике исследователи интересуются присущим ее творчеству глубоким подходом к вопросам становления личности женщины и анализируют его, применяя стандарты “литературы для взрослых”, а не “детской классики”.
Повествование о вхождении девочки или девушки в мир, где роль женщины во многом определяется патриархальными традициями, приобретает более глубокий смысл, становясь рассказом о борьбе женщины творческого склада за духовное выживание.
Хотя эти книги обращены в первую очередь к юным читательницам, их с интересом и удовольствием прочтут и взрослые, ибо это оригинально, талантливо и с юмором написанные произведения, дышащие жизненной правдой и добротой и оставляющие в душе читателя светлое чувство.
Музей Л. М. Монтгомери в Лискдейле
В Лискдейле Монтгомери жила с 1911 по 1926 г. В настоящее время в бывшем доме священника, где жили супруги Монтгомери, где родились все их сыновья и где писательница создала многие из своих произведений, находится музей.
Институт Л. М. Монтгомери
Институт Л. М. Монтгомери был основан в 1993 г., и в настоящее время располагается в помещениях Университета острова Принца Эдуарда. Основной задачей института является содействие изучению жизни и творчества Монтгомери.
Среди патронов института японская принцесса Такамадо и генерал-губернатор Канады Эйдрианн Кларксон.
Институт проводит конференции, посвященные творчеству Монтгомери и ее роли в канадской и мировой культуре, а также принимает активное участие в организации всех ежегодных мероприятий, посвященных Л. М. Монтгомери (таких, как празднование дня рождения писательницы и праздник Ани из Зеленых Мезонинов). Институт также организует пользующиеся большой популярностью ежегодные летние он-лайн курсы английской грамматики и ведет он-лайн клуб “Родственные души”, члены которого обсуждают самые разные вопросы, связанные с жизнью и творчеством писательницы.
В настоящее время Институт разрабатывает программу празднования в 2008 г. столетия со времени выхода в свет “Ани из Зеленых Мезонинов”.
Национальный парк острова Принца Эдуарда
Произведения Л. М. Монтгомери открыли миру очарование канадской природы. В 1937 г. канадские власти решили создать на территории, где находился дом Ани из Зеленых Мезонинов национальный парк для сохранения местности в том виде, в каком она была с любовью описана в книгах Монтгомери.
Виртуальный музей Л. М. Монтгомери
На протяжении всей своей жизни Люси Мод Монтгомери вела дневники, а также собирала и вклеивала все, что находила интересным или достойным сохранения, как зрительный образ ее собственной жизни или канадской жизни ее времени. Сувениры, фотографии, газетные вырезки, обложки книг, сушеные цветы, мех ее любимых кошек, программы литературных вечеров, выкройки из модных журналов, образчики тканей — все, что вызывало ее интерес своими красками, формами, текстурой, можно увидеть и потрогать в ее дневниках. Многие из зрительных образов, увлекавших ее, были использованы в оформлении ее коллажей и обложек для ее книг.