Гертруда Стайн (англ. Gertrude Stein, 3 февраля 1874, Аллегени, Пенсильвания — 27 июля 1946, Нёйи-сюр-Сен, под Парижем) — американская писательница.
Photographer: Гертруда Стайн. Фотография Карла Ван Вехтена, 1934
(Carl Van Vechten)
Биография
Родилась в богатой немецко-еврейской семье, детство провела в Европе (Вена, Париж), росла в Калифорнии. В Кембридже слушала лекции по психологии Уильяма Джемса, потом училась медицине в Университете Джона Хопкинса (Балтимор), курса не закончила. В 1902 приехала с братом в Париж, где и провела всю оставшуюся жизнь.
Фотография Карла ван Вехтена, 1935
Ее квартира на улице Флёрюс (6 округ) стала одним из центров художественной и литературной жизни Парижа до Первой мировой войны и позднее. Гертруде принадлежит авторство термина «потерянное поколение» (использованного Э. Хемингуэем в качестве эпиграфа к своему роману «И восходит солнце»), которым она называла эмигрировавших заграницу американских писателей, часто собиравшихся у нее в салоне на улице Флёрюс. Термин впоследствии послужил определением для целой группы писателей послевоенного времени, выразивших в своих произведениях разочарование в современной цивилизации, пессимизм и утрату прежних идеалов (сам Э. Хемингуэй, а также Дж. Дос Пассос, Томас Элиот, Ф. С. Фицджеральд и др.). Стайн коллекционировала и пропагандировала новейшее искусство (прежде всего, кубизм), собирала работы Пикассо (известен его портрет Стайн, 1906), Брака, Шагала, Модильяни, Гриса, Паскина, поддерживала художников Парижской школы. Она была в дружеских отношениях и многие годы переписывалась с Матиссом, Джойсом, Пикассо, Максом Жакобом, Хемингуэем, Паундом, Фицджеральдом, Уайлдером. В 1907 Стайн познакомилась с Алисой Токлас, которая стала ее пожизненной спутницей. С ней они скрывались в деревенском доме в годы Второй мировой войны.
Алиса Б.Токлас. Фотография Карла ван Вехтена, 1949
Писательница, как и ее мать, умерла от рака. Похоронена на кладбище Пер-Лашез.
Творчество
Экспериментальная, близкая к кубизму поэзия и проза Стайн (сб. «Нежные кнопки», 1914; роман «Становление американцев», 1925, и др.), ориентированные на европейский авангард, но при этом стремившиеся передать американский дух, колорит, склад мысли и устную речь, никогда не находили широкого читательского признания. Единственным исключением стала «Автобиография Алисы Б.Токлас» (1933), живой и остроумный очерк Парижа в годы перед Первой мировой войной, написанный от лица подруги, — эта книга многократно переиздавалась, переведена на многие языки.
Признание
Гертруда Стайн изображена на известном полотне Павла Челищева «Феномены». Она фигурирует в игровом фильме Алана Рудольфа «Модернисты» (1987), в романе Уолтера Саттертуэйта «Маскарад» (1998, в рус. пер. — «Клоунада»). На тексты Стайн писали музыку американские композиторы Вирджил Томпсон (1934, 1947) и Джеймс Тинни (1970), немецкий композитор Ирис тер Шипхорст (Inside-outside II, 1989), музыкальную драму «To Be Sung» по «лирической опере» Стайн написал французский композитор Паскаль Дюсапен (1993). Памятник писательнице поставлен в Брайант-парке в Нью-Йорке.
Произведения
Three Lives (1909)
Tender Buttons (1914)
Geography and Plays (1922)
The Making of Americans (1925)
Composition as Explanation (1926)
Lucy Church Amiably (1931)
Before the Flowers of Friendship Faded Friendship Faded (1931)
How to Write (1931)
Operas and Plays (1932)
The Autobiography of Alice B. Toklas (1933)
Matisse Picasso and Gertrude Stein with Two Shorter Pieces (1933)
Four Saints in Three Acts, an Opera to Be Sung (1934)
Portraits and Prayers (1934)
Lectures in America (1935)
Narration (1935)
The Geographical History of America (1936)
Everybody’s Autobiography (1937)
Paris France (1940)
What Are Masterpieces (1940)
Ida (1941)
Brewsie and Willie (1945)
Wars I Have Seen (1945)
Blood on the Dining Room Floor (1948)
Things as They Are (1948, повесть, написана в 1903)
Two: Gertrude Stein and Her Brother and Other Early Portraits (1908—1912) (1951)
Bee Time Vine and Other Pieces, 1913—1927 (1953)
Painted Lace and Other Pieces (1914—1937) (1956)
Stanzas in meditation and Other Poems (1929—1933) (1956)
Fernhurst, Q.E.D., and Other Early Writings (1971)
Публикации на русском языке
Что такое шедевры и почему их так мало [Лекция]// [1]
Гертруда Стайн, или Американка в Париже: Литературный гид// Иностранная литература, 1999, № 7 ([2])
Автобиография Алисы Б.Токлас. СПб: ИНАПРЕСС, 2000
Автобиография Элис Б. Токлас. Пикассо. Лекции в Америке. М.: Б. С. Г.-ПРЕСС, 2001
Автобиография Элис Би Токлас. СПб: Азбука-Классика, 2006
Три жизни. Тверь: Митин журнал; Kolonna Publications, 2006
Кровь на полу в столовой. Тверь: Митин журнал; Kolonna Publications, 2007
Литература
Greenfeld H. Gertrude Stein: A biography. New York: Crown Publishers, 1973
Mellow J.R. Charmed circle: Gertrude Stein & company. New York: Praeger, 1974
Road K.L. American writers in Paris, 1920—1939. Detroit: Gale Research Co., 1980
Dubnick R.K. The structure of obscurity: Gertrude Stein, language, and cubism. Urbana: University of Illinois Press, 1984
Critical Essays on Gertrude Stein/ Michael J Hoffman, ed. Boston: G.K. Hall, 1986
Bloom H. Gertrude Stein. New York: Chelsea House, 1986.
Gertrude Stein advanced: an anthology of criticism/ Richard Kostelanetz, ed. Jefferson: McFarland, 1990
Gertrude Stein in words and pictures: a photobiography/ Renate Stendhal, ed. Chapel Hill: Algonquin Books of Chapel Hill, 1994
Watts L. Gertrude Stein : a study of the short fiction. New York: Twayne Publishers, 1999
Picasso and Gertrude Stein/ Vincent Giroud, ed. New York: Metropolitan Museum of Art; New Haven: Yale UP, 2006
Михайлин В. Автопортрет Алисы в зазеркалье// Новое литературное обозрение, 2002, № 56, с.274-295 (= [3])
Скидан А. На территории оригинала// [4]