Узбекские поэтессы.
В этом выпуске представлены лирические произведения узбекских поэтесс Зебуннисы (1639 – 1706), Дильшод-Барно (1800-1905) и Анбар-атын (1870-1915).
Зебунниса является потомком известной династии Бабуридов. Родилась она в Дели. В юности поэтесса обучалась грамоте у одной из выдающихся учительниц своего времени – Хафизы Марьям. Получив воспитание под руководством поэтов и ученых, она изучила арабский язык и усвоила основы стихосложения и музыкального искусства, законоведения и логики, проявляла интерес к изучению философии и истории.
Зебунниса внимательно приглядывалась к окружающей ее жизни и высказывала несогласие с господствующими в то время условиями, попиравшими свободу человека. Поэтесса живо ощущала связь с родным народом: “Хоть я и дочь властителя, но чело мое я обращаю к беднякам”. Она осталась в памяти своего народа как поэтесса, воспевавшая человечность, любовь к жизни и природе. Произведения поэтессы дошли до родины ее предков и стали любимыми среди узбеков. Поэтесса по традиции своего времени создавала стихи на персидско-таджикском языке. Ее творчество широко известно в Индии, Иране, Афганистане и Средней Азии.
Дильшод и Анбар-атын жили в близкие друг к другу эпохи.
Родилась Дильшод в Истравшане (ныне селение Уратепе, Таджикистан). В семнадцатилетнем возрасте она во время набега кокандского хана на Истравшан была угнана в Коканд, где и прошла вся ее жизнь. В стихах поэтессы нашло свое отражение глубокое чувство признания к родным местам. Дильшод стала любимой поэтессой как у узбеков, так и у таджиков, являя своим творчеством живой пример культурных и литературных связей двух братских народов.
Содержание ее произведений созвучно прогрессивно-демократической узбекской поэзии второй половины XIX века.
От Дильшод до нас дошли написанные на узбекском языке лирические произведения, а также сочинение автобиографического характера “История переселенцев”. Дильшод с гордостью говорила, что она училась у Хафиза и Навои. В лирическом творчестве Дильшод отражены мотивы жизнелюбия, человечности, любви к простому народу. В ее произведениях ярко выражена мечта о светлом будущем, стихи ее полны веры в высокое, предназначение человека.
Да светит свет судьбе моей – одной мечтой согрета жизнь,
Как песня о судьбе людей, да будет мною спета жизнь!
Огня влюбленных душ сильней, да будет ярче света жизнь,
Как чаша – наливай и пей – полна да будет эта жизнь,
Как свет немеркнущих лучей, будет полна расцвета жизнь!
Аналогичные жизнеутверждающие мотивы мы видим и в творчестве любимой ученицы Дильшод – Анбар-атын. Под руководством Дильшод Анбар-атын изучала историю, литературу и уже в ранние годы стала пробовать силы в поэтическом творчестве. В последующем Анбар-атын сумела многое сделать как представитель демократического течения в литературе, связанного с именами Мукими, Фурката, Аваза и других поэтов.
Короткая жизнь Анбар-атын сложилась трагически. Ее стихи, разоблачавшие весь ужас феодальных обычаев, навлекли на нее гнев властительных особ: она была избита, и паралич обеих ног навсегда приковал ее к постели. Но дух поэтессы не был сломлен, и она продолжала создавать произведения, полные надежд на светлое будущее.
Литературное наследие поэтессы включает в себя лирические стихи и трактат “Философия черных”. По глубине идейного содержания и художественности произведения Анбар-атын стоят в одном ряду с сочинениями Дильшод и являются их развитием и продолжением. Как и у Дильшод, в творчестве Анбар-атын выражена глубокая вера в прогрессивность присоединения Средней Азии к России.
Дильшод и Анбар-атын резко осуждали местные власти, угнетавшие простых тружеников Есть в их произведениях и элементы социальной сатиры. Анбар-атын мечтала о развитии дружеских связей узбеков с русским народом, о содружестве двух народов в созидании нового. Поэтесса, верная идеям просветительства, стремилась оценивать события общественной жизни с точки зрения их полезности простому народу. Она писала о равенстве людей, о священных для нее чувствах человечности и любви к ближнему, о любви к родине:
Человеку должно разуму внимать,
Родину лелеять, как вторую мать.
Лирика Зебуннисы, Дильшод и Анбар-атын представляет собою образцы классической литературы и несомненно вызовет интерес у многочисленных читателей.
Махбуба Кадырова.