Биографическкая статья о Семене Кирсанове. Фото поэта.

Автор: Яков Ольшан.

Кирсанов Семен Исаакович
Дата рождения : 1906, 18 сентября

Поэт. Родился в Одессе.
В этом городе он прожил первые двадцать лет жизни – учился в гимназии, а затем на филологическом факультете Одесского института народного образования, увидел революцию и гражданскую войну, начал писать стихи. В 1922 году стихи Кирсанова были впервые опубликованы в одесском журнале “Юголеф”, а в 1924 году молодой поэт познакомился с человеком, ставшим для него на долгие годы кумиром и примером для подражания – В.В.Маяковским.
В 1926 году Семен Кирсанов переехал в Москву, вошел в литературную группу “ЛЕФ”. В последнем выпуске одноименного журнала Маяковский напечатал два стихотворения Кирсанова, построенных на игре просторечий и диалектизмов: “Крестьянская – буденновцам” и “Красноармейская разговорная”. Вместе с Маяковским Кирсанов ездил с чтением стихов по разным городам страны, все более увлекаясь словесным формотворчеством. У него все чаще проявлялась особая склонность к фантазийной сказочности сюжетов, остроумной выдумке, ритмическому и даже графическому изыску, лексическому эпатажу – каламбурам, неожиданным сравнениям, неологизмам. В то время он сам именовал себя “циркачом стиха”. Вышли первые сборники Кирсанова: “Прицел” (1926), “Опыты” (1927), поэмы “Моя именинная” (1928), “Слово предоставляется Кирсанову” (1930).

После смерти Маяковского, Кирсанов решил принять от него творческую эстафету и написал продолжение неоконченной поэмы “Во весь голос” – поэму “Пятилетка” (1930v1931). Это произведение было стилизовано под стиль Маяковского и содержало многочисленные реминисценции с его творчеством, в том числе даже прямые лексические вкрапления. В начале 30-х годов Кирсанов занимался в основном стихотворной публицистикой (сборники “Строки стройки”, “Стихи в строю”, “Ударный квартал”, поэмы “Актив”, “Товарищ Маркс” и др.). Кроме того, он составлял лозунги для заводов, печатался в многотиражках, ездил на строительство Днепрогэса – словом, был настоящим советским поэтом.

С середины 1930-х годов в творчестве Семена Кирсанова возобладало лирическое начало (сборники “Желания” (1935), “Мыс желания” (1938), “Поэма поэтов” (1939)). Трагическая “Твоя поэма” (1937) и примыкающие к ней искренние и глубокие стихотворные циклы “Стон во сне” и “Последнее мая” были написаны под впечатлением от потери любимой жены, которая умерла от туберкулеза

Прощай, прощай!
Я девять лет
брал счастье
за руку
и вел, –
и нет
его!
Я должен встать
и жизнь перелистать
и, встав,
начать
все с чистого листа.

В годы Великой Отечественной Войны Семен Кирсанов был корреспондентом армейских газет, руководителем литературной бригады, выпускавшей “Окна ТАСС”, автором солдатских лубков, среди которых “Заветное слово Фомы Смыслова” (1942), а также стихотворных листовок “Ярмарочная”, “Аладдин у сокровищницы” и др. Он снова писал лозунги, частушки, фельетоны… В те же годы им были написаны “Поэма фронта” (1942), поэма “Александр Матросов” (1946), издан сборник “Стихи войны” (1945).

После войны Семен Кирсанов обращается к масштабным аллегориям и библейским образам, хотя по-прежнему не чужд стихотворной публицистики. В эти годы вышли его книги – “Чувство нового”, “Советская жизнь”, “Товарищи стихи”. Творчество Кирсанова этого периода наполнено философскими и социально-историческими обобщениями, а его интерес к эстетике левого экспрессионизма 20-х годов и к мировой философской классике проявился в таких поэмах как “Небо над родиной” (1947), “Дельфиниада” (1970), венке сонетов “Весть о мире”. К числу лирико-философских произведений Кирсанова можно отнести также поэму “Вершина” (1954), сборники “Этот мир” (1958), “Ленинградская тетрадь” (1960), где в центре внимания поэта – размышления о призвании художника. Особый пласт творчества – сюжетная лирика (стихотворная повесть “Письма”, “производственная” поэма “Макар Мазай”), к которой можно отнести и стихотворную фантастику, давшую простор художественному воображению поэта: “Поэма о Роботе”, поэмы “Герань-миндаль-фиалка”, “Ночь под Новый век”, “Зеркала”, а также “космогонические” стихи цикла “На былинных холмах” (1966-1970). И в то же самое время Кирсанов вместо лозунгов и лубков сочинял скороговорки для театральных училищ (“Флобер нашел пробел и оробел”)…

В последние годы жизни вышли его сборники “Лирика. 1924 – 1962”, “Искания” (1967), “Зеркала” (1970). Умер Семен Исаакович Кирсанов в Москве в 1972 году.

Этот поэт – в некотором роде уникален. За пятьдесят лет творчества он успел охватить практически весь спектр поэтических тем и все формальные эксперименты своего времени. Он пронзительно писал о любви, но Лиля Юрьевна Брик сказала о нем: “Его не любила ни одна женщина”. Он писал о дружбе, но не имел друзей. Он много экспериментировал со словом, но Давид Самойлов назвал его “открывателем, ничего не открывшим”, “бедным Колумбом”, “бедным Магелланом”, “политехническим музеем ритмов, рифм, метафор и прочего”… Только в поэзии Кирсанова можно найти такое удивительное сочетание высокой лирики и патетической публицистики, замечательной рифмы и плоско-конъюнктурных стихов.

Эти летние дожди,
Эти радуги и тучи,
Мне от них как будто лучше,
Все как будто впереди.

“Как проговариваются поэты: не – лучше, “как будто лучше”. Все мнимое”, – так писал Давид Самойлов и проговорился сам: Семен Кирсанов – Поэт. Настоящий Поэт, чье имя останется в истории русской литературы.