Поликсена Соловьева – дочь известного историка Сергея Михайловича Соловьева, сестра философа и поэта Владимира Сергеевича Соловьева. Она родилась 20 марта 1867 года и была двенадцатым, последним ребенком в семье.
Читать и писать Поликсена Соловьева, по ее воспоминаниям, выучилась в пять лет – и уже среди первых своих книг называла стихи Фета, с которым в будущем ей довелось общаться, и который дал благожелательный отзыв о ее ранних стихах.
Кроме литературных наклонностей, у Соловьевой в детстве проявились способности и интерес к живописи, и в течении нескольких лет она занималась в Школе живописи, ваяния и зодчества в классе Прянишникова и Поленова.
Впервые стихи Соловьевой появились в журнале «Нива» в 1885 году по инициативе ее брата Всеволода. Конечно, это были слабые, подражательные стихи, но Соловьева сама это понимала, в течении долгого времени публиковаться больше не стремилась и, более того, продолжала заниматься живописью, не рассчитывала на какое-либо литературное будущее. Впрочем, стихи она все-таки писала – даже сквозь мучительное ощущение своего поэтического бессилия. Например, такие, как в тетради 1888 года:
Бессильна песнь моя, и не могу словами
Я передать, что чувствует душа…
В 1899 году Соловьева выпускает свой первый сборник «Стихотворения»,- по ее собственной оценке, сборник очень слабый, однако благодаря ему она попадает на «пятницы» К. Случевского – поэтические вечера, где знакомится и завязывает дружеские отношения со многими известными петербургскими поэтами и писателями: К. Бальмонтом и А. Блоком, Вяч. Ивановым и Д. Мережковским, А. Ремизовым и Ф. Сологубом…
Рубеж веков, когда Поликсена Соловьева вступила в литературу, был периодом расцвета символизма в русской поэзии, и разумеется, что Соловьева, настойчиво искавшая форму для поэтического самовыражения, отдала дань господствующему направлению. ЕЕ первый сборник полон «знаков», долженствующих отражать некие смыслы, однако знаки эти оказываются мало отличимыми один от другого, что создает единое впечатление ото всей книги как от блеклой и довольно тоскливой. Ключевые мотивы первого сборника – снега, метели и туманы – перекочевали и во второй сборник «Иней» (1905), однако именно потому, что мотивы были прежними, заметно усложнение поэтического «организма» Соловьевой: и усложняется не столько знаковая система, сколько мировосприятие поэта; можно сказать, символы уже действительно наполняются смыслами.
«Иней» посвящен детской писательнице Наталье Ивановне Манасеиной. Соловьева и Манасеина были почти ровесницами и, однажды сошедшись в жизни, не расставались до конца ее, деля беды и радости, занимаясь обще работой, а в революционные годы – вместе пытаясь выжить.
Вскоре после появления сборника «Иней», в конце 1905 года, было организовано издательство «Тропинка», и начал выходит одноименный детский журнал. Во главе этого предприятия стояли Соловьева с Манасеиной. И до 1912 года, когда журнал прекратил свое существование из-за финансовых трудностей, работа над ним составляла важнейшую часть деятельности Поликсены Соловьевой. В журнале она опубликовала огромное количество своих стихов, пьес, рассказов, сказок и переводов для детей, а также собственных рисунков.
Соловьева издала под маркой своего издательства около двадцати книг для детей, среди них такие популярные тогда, как «Жизнь Хитролиса», «Крупеничка», «Куклин дом», «Приключения Кроли», «Елка».
За это время появился лишь один ее «взрослый» поэтический сборник – «Плакун-трава» в 1909 году,- этот сборник представляет уже куда более интересное явление, нежели «Стихотворения» 1899 года и «Иней». Должно быть, плакун-трава мыслится Соловьевой как метафора некоей первоосновы творчества: приобщения к особому духовному состоянию, раскрывающему перед поэтом таинство природных законов и сил.
В 1912 – 1913 годах Соловьева выпустила сборник рассказов «Тайная правда» и поэму «Перекресток». О «Перекрестке» резко отрицательно отозвался Блок, а рассказы из «Тайной правды» разбирал впоследствии Вяч. Иванов, и хвалебной его рецензию тоже нельзя назвать, что вполне понятно, поскольку благородная сдержанность стихов Соловьевой в прозе обернулась, увы, скучной назидательностью.
Впрочем, неся этот груз сомнений, Соловьева честно работала и думала, и, судя по ее четвертому поэтическому сборнику «Вечер», она достигла наконец, некоего «равновесия» формы, при котором экспериментальные элементы сливались с традиционными, и авторская мысль зазвучала отчетливее и убедительнее. «Вечер» вышел в 1914 году.
В «Вечере» Соловьева демонстрирует, в отличие от ранних стихов, способность быть лаконичной, ее лирическая героиня откровенна, но не сентиментальна. М. Волошин характеризовал поэтический «голос» Соловьевой как «почти мужской контральто с женскими грудными нотами».
Еще летом 1916 года Соловьева с Манасеиной приехали в Коктебель, на свою дачу, нездоровье задержало их здесь на зиму – и, как оказалось на несколько последующих революционных лет.
Выжить в революционные годы стоило невероятных усилий и даже изобретательности: Соловьева участвовала в «спасении школ», преподавала в литературной студии при Феодосийском наробразе, читала лекции в созданном в Коктебеле Народном университете… Однако более надежный заработок Соловьева имела от вышивания шапочек для курортников – звучит это горько, но не горше, однако, чем степень нужды, заставившая поэтессу заниматься этим рукоделием.
16 августа 1924 года Поликсена Соловьева скончалась. Похоронили ее среди семейных могил на кладбище Новодевичьего монастыря. Наталья Ивановна Манасеина пережила подругу на шесть лет.
В последний год жизни Соловьева увидела вышедшей еще одну свою поэтическую книгу, которая так и называлась «Последние стихи».
Большая часть «Последних стихов» наверняка написана в крымские годы: тоска по родной стороне и предчувствие смерти – это две основных темы сборника. Волошин вспоминал впоследствии, что Соловьева боялась умереть в Коктебеле, ее тянуло к «милой убогой природе» средней России, там хотела она встретить свой последний час.