Стихотворения Татьяны Вечорка

Моей матери

Я не люблю цветов, они не знают боли,

Увянув медленно, они не говорят,

И лишь кошмарная фантастика магнолий

Прельщает иногда мой утомленный взгляд.

 

Когда на глянцевитой зелени белея,

В холодной тяжести распластаны блестят –

Ловлю пленительный и пряный аромат,

Что подарил им юг или оранжерея.

 

Ну что же. Не могла бы быть другой я –

Близки душе моей Бердслей и Гойя.

 

И лишь магнолии в меху лелея,

При догоревших углях камина,

Люблю впивать поэмы Кузмина,

Не слушая аккордов “Исламея”.

 

Талисман

Венецианская работа

Теперь забытых мастеров.

Как нежно вьется позолота

У голубеющих краев.

Хранит упорно камень древний

Сказанья темные свои,

И служит только той царевне,

Чье сердце сохнет без любви.

В минуту радости победной

Забудь неласковый значок:

Зеленый камень будет бледный,

Как потухающий зрачок.

Но в час мучительно-бессонный

Гляди на камень иногда.

Пылает талисман зеленый,

Как раскаленная звезда.

 

Карло Гоцци

Ты помнишь низкую ступень

Венецианского канала

И наклоненную устало

Седую, старческую тень.

Во тьме кого-то дразнит шаль,

Играют в карты гондольеры,

Но в детском сердце старовера

Неиссякаема печаль.

Ему увидеть суждено,

Как за руинами аркады

Кружатся снова домино

Великолепной буффонады.

И в темной зелени плюща

На фантастичных паутинах

Пестреют лоскуты плаща

Освистанного Арлекина.

 

В кинематографе

Кинематограф мыслью пленной
я вспоминаю как в бреду.
С улыбкой нежной и надменной
я в ложу темную иду.

Он ждет давно, не скинув шубы,
сжимая нервно стебли роз,
и в темноте так ищут губы
моих надушенных волос.

Так вкрадчиво и так упорно
ласкает темные меха,
гляжу с улыбкой непокорной
глазами, полными греха.

Мелькают тени на экране,
и скрипка ласково поет,
и снова в розовом тумане
забота утра уплывет.

Лобзаний долгих след на коже,
любовь острее лезвия.
Шепчу устало: «Завтра, в ложе»…
Но он с тоской лепечет: «Боже…
когда ж ты скажешь мне “твоя”?»

1916

 

Павловск

В лиловой мгле июньских вечеров
под цвелью риз зеленого пруда
в беседках, сотканных из роз и льда,
блестят фигуры мраморных богов.

Доносится до слуха слабый зов
далекой музыки. А иногда
промчится амазонок череда:
на рыхлой почве мягкий стук подков.

Плеск вод, разрезанных веслом, ленив,
И в длинных волосах плакучих ив
грядущей ночи полог мутно-синий,

и, убежав от хладнокровной мисс,
в матроске мальчик лезет на карниз
и обнимает стан слепой богини.
1916

* * *
На улицы истощенной столицы,
Заваленной перекрашенными газетами,
Двинет орда притихших поэтов
Куски сбереженных страниц.

Листы размахнутся полетами первыми,
Театры накроют вместо крыш.
И вздрогнут витрины несгораемых нервов
Соблазном афиш.
1919

 

Иверия

Из-за горы — лесные лани
насторожили мирный взгляд,
как женщины в холщевой ткани
снимают черный виноград.

Ползут цветы по косогору,
пластами рдеют облака,
в деревне замигает скоро
светляк ночного огонька.

И на коне с косящим оком
спешит наездник молодой
перелететь в седле широком
над застывающей водой…
1927

 

* * *
Дервиш, угрюмый и лохматый,
покачивает медный таз.
Не поднимая смуглых глаз,
ползет ребенок по канату,
и, судорожно цепенея,
шипя беспомощно и зло,
волнуются в корзине змеи,
скрутивши мускулы узлом…
В дремоте вижу наяву,
как мальчик, волею дервиша,
карабкается выше крыши
и уползает в синеву.

 

Баку

Облака, шершавые, как бязь,
опускаются, края дождем опрыскав.
Город нефтяных железных обелисков —
говорят, что здесь я родилась.

В пыльном дыме шевелится порт…
День сегодняшний яснее, чем вчерашний.
Вьются птицы над Девичьей Башней
и несет саман весенний норд.

Голубые лавки персиан.
Море — плоская цементная веранда…
Грузится тяжелая шаланда
и жужжит у дока гидроплан.

Сонная прохладная волна
Лижет обомшелый столб купальни.
Плещет женский смех в кабине дальней,
обрываясь взвизгом, как струна.

Зелень высыхает и горит.
Пыль ракушечно-песочного бульвара,
в рамах траурных плакат-агит:
Двадцать шесть. Расстрелянные комиссары.

Запах нефти, фруктов, табаку…
Пот жары, работы и торговли…
Развернет асфальтовые крылья-кровли
не провинция — колония — Баку.