Краткое жизнеописание Терезы Авильской
Оригинал материала находится https://nosh-i.livejournal.com/61242.html
Тереза Авильская вошла в историю, как преобразовательница испанского кармелитского монашества. Тереза Санчес де Сепеда й Аумада (1515 – 1582гг.) родилась 28 марта 1515 г. в городе Авила, в богатой семье смешанного кастильско-еврейского происхождения, евреем был дед по отцу. У ее отца Алонсо, кроме Терезы, было 11 детей.
В детстве Тереза была весьма впечатлительным ребёнком и отличалась глубокой набожностью. Она уже в возрасте 6 лет выучилась читать. Любимой её книгой было собрание житий святых и мучеников. Однажды она даже вместе с братом Родриго убежала из дома, чтобы отправиться в мусульманские земли для проповеди Христа, но беглецов тогда быстро нашли.
Затем эти мечты сменились мыслью о монашеском призвании, которая лишь укрепилась после смерти матери, скончавшейся, когда Терезе было 12 лет.
Несмотря на мысли о монастыре, Тереза в юности не оставалась в стороне от светских увлечений: она сильно увлеклась рыцарскими романами и даже сама написала один. Её отец и слышать не хотел о монашестве: знатная, умная и красивая девушка, по его мнению и мнению общества, могла составить блестящую и выгодную партию какому-нибудь знатному дворянину. Но в женском теле жила душа ламанчского идальго. В возрасте 20 лет Тереза решилась на рискованный шаг: она тайно бежала из дома и поступила в кармелитский монастырь Благовещения, приняв при этом монашеское имя Тереза Иисусова (Тереса де Хесус).
Мысль о необходимости вернуть орден к изначальному уставу пришла к ней после выздоровления от тяжелой болезни. Монахини уже выкопали могилу, но кризис миновал. От созерцательной жизни Тереза устремилась к активной деятельности и прошла пешком сотни километров по всей Испании, лично основывая новые обители… Господь даровал Терезе мистический опыт, которому нет аналога. Трансверберация – херувим проколол ее сердце огненным копием.
Чую я удар нежданный, и души во мне не стало!
Чем я честь сию стяжала? Что свершил сей подвиг странный?
Что за смертная услада – чуять в сердце рану эту!
Боль, которой равных нету; смерть – и жизнь, что ей награда!
– писала она позже. Сердце святой Терезы сохраняется ныне в городе Альба де Тормес, и на нем до сих пор виден шрам от странной раны… Инквизиция велела Терезе сжечь все духовные книги на родном испанском языке. Она смиренно повиновалась: ее живой книгой стал Христос. Автобиография Терезы (La Vida) была конфискована и рассматривалась Инквизицией. Запрет на публикацию был снят только в 1586г., через 4 года после смерти автора. Святая Тереза была первой женщиной-писательницей в Испании – и первой женщиной-богословом.
Ее перу принадлежат сочинения «Книга моей жизни» (La vida), «Книга оснований» (Libro de las Fundaciоnes), «Путь к совершенству» (Camino de perfecciоn), «Обители» (Las Moradas, в русском переводе – «Внутренний замок») и, кроме этого, около сорока песен. Значение созданного ей даже с литературной точки зрения трудно переоценить.
«Книга моей жизни», написанная кристаллическим, абсолютно непереводимым языком – самое переводимое произведение испанской литературы, за исключением «Дон Кихота». Как и святая Екатерина Сиенская, она признана учителем Церкви; наряду со святым Иаковом, считается небесной покровительницей Испании…
Первая встреча будущих великих реформаторов произошла в Медине дель Кампо, летом 1567 года. Брат Хуан был очень мал ростом – святая Тереза, когда он впервые предстал перед ней вместе с единомышленником, воскликнула: “Слава Иисусу, у меня есть уже полтора монаха!” (Ему было тогда 25 лет, Терезе – 52 года.) Недовольный слишком легким уставом ордена кармелитов, Хуан де Сан Матео хотел перейти в орден картузианцев, но встреча с Терезой изменила его намерения. Тереза убедила его, что лучше послужить Христу, возвратив кармелитов к первоначальному уставу. Реформа мужской ветви ордена была даже более важна, чем реформа женской, потому что мужской ветви легче было осуществить слияние молитвы и миссии, созерцания и действия…
По совету Терезы брат Хуан вернулся в Саламанку заканчивать образование. Тереза предсказала ему великое будущее, она же сшила для него монашескую одежду. Разделив мистическую формулу «Иисус Христос на кресте», трое единомышленников взяли себе новые имена. Тереза де Сепеда стала Терезой де Хесус, Терезой Иисуса; Хуан де Йепес – Хуаном де ла Крус, Иоанном Креста.