Рипсимэ Асильянц – участница Тифлисского “Цеха поэтов” АКМЭ

Сборник Тифлисского “Цеха поэтов” АКМЭ

Среди авторов много поэтесс с поэтичными фамилиями: Нина Грацианская, Бел-Конь-Любомирская, Магдалина де-Капрелевич.
ИЛЬЯ ЭРЕНБУРГ “Люди. Годы. Жизнь”.

Дополняя сообщение Эренбурга, можем уточнить: Анна Грацианская – псевдоним поэтессы Н.О. Александровой, опубликовавшей в начале 20-х два поэтических сборника, несомненно, заслуживающих отдельного внимания. Числятся за ней и воспоминания “Есенин в Ростове”. Настоящее имя Нимфы Бел-Конь-Любомирской, супруги С.Городецкого, Анна Александровна Козельская. Магдалина де-Капрелевич станет впоследствии ярым пролеткультовским поэтом и под упрощенным именем Лины Декапрелевич выпустит в 1921 году книжку стихов. В сборник вошли и другие колоритные фигуры, как, например, начальник конвоя Его Императорского Величества Николая II генерал Александр Кулебякин, священник о.Николай Образцов, Анна Антоновская, будущий автор известного романа “Великий Моурави”. Надо упомянуть и Сергея Рафаловича, прибывшего в Тифлис со своей супругой Саломеей Андрониковой, той самой “Соломинкой” из книги О.Мандельштама “Tristia”. Некоторые авторы “АКМЭ” к моменту вступления в тифлисский “Цех” успели опубликовать свои сборники – Александр Гербстман, Владимир Пруссак, не говоря о Рафаловиче, первая книги которого вышла в Париже в 1900 году. Но прежде о тифлисском “Цехе поэтов” со слов его членов и современников: Образовавшийся 11 апреля 1918 г., как II-ая секция Артистериума Цех Поэтов первоначально был объединением поэтов всех толков и направлений. Однако вскоре наметился раскол между основным ядром (акмеисты) и левыми течениями (футуризм), который привел к отпадению группы поэтов. Работа обеих групп продолжалась и летом, причем акмеисты к осени значительно окрепли и сплотились. В настоящее время Цех Поэтов (акмеисты) насчитывает около 25 членов. С.Г. Журнал “ARS”, № 1, 1919 г. Следует отметить, что в числе первых членов “Цеха” Городецкий называет и Алексея Крученых. Вероятно, он отошел от работы “Цеха” еще до основного раскола, после образования тифлисского “Синдиката футуристов”, вскоре преобразованного в компанию “ 410”. Вот что много лет спустя вспоминала о работе “Цеха” Рипсиме Погосян, тогда Асильянц:
Поэтические “среды” в тифлисском “Цехе поэтов” были очень многолюдны. Кроме членов “Цеха поэтов”, которых было около тридцати человек, сюда часто приходили и грузинские поэты символистического литературного объединения “Голубые роги”. (…). Бывали на наших “средах” и музыканты, и художники, и артисты. Особенно зачастили они к нам, когда мы из “Артистериума” перешли в помещение музыкальной студии Бендицкого на улице Грибоедова. В трех небольших комнатах, где разместилась студия, все стены были расписаны в футуристическом духе художником Кириллом Зданевичем. Со стен смотрели на нас фиолетово-оранжевые циклопы, безрукие, безногие чудовища, изображающие “человека” двадцатого века.
РИПСИМЕ ПОГОСЯН (АСИЛЬЯНЦ). Журнал “Литературная Армения”, № 3,1964 г.

А участник этих событий Георгий Эристов, правда, не вошедший в состав авторов сборника “АКМЭ”, зато успевший эмигрировать, писал:
…С.Городецкий организовал “Тифлисский цех поэтов”, провозгласив себя “синдиком”. К нему примкнули Рафалович, Эльснер и многочисленная группа начинающих поэтов (и юных, и уже “взрослых”); из этой группы отметим наиболее талантливых и интересных: Татьяна Пояркова, С.Н.Меликова, Борис* Данцигер, Александр Гербстман, Владимир Сапожников, Григорий Баммель (Бажбеук-Меликов), Борис Агапов, Обольянинов, Николай Образцов (быв. священник), Антоновская, ген. Александр Кулебякин и другие. В этом цехе имело место и мое “поэтическое крещение”. В 1918 г. цех выпустил альманах “АКМЭ”, в котором были напечатаны стихи всех принимавших участие в этой литературной группировке. Часто, у себя на дому, устраивал литературные вечера Сергей Городецкий, хозяйничала жена поэта, писавшая стихи под именем Бел-Конь-Любомирская. На этих оживленных вечерах, во время ужина, подавалась “традиционная” глыба льда с замороженными красными розами, которую, разбив топориком, хозяин амфитриды преподносил поэтессам. Городецкий вообще любил позу, был напыщен, поверхностно болтлив и, признаться, мало симпатичен. Но надо отдать ему должное, он сумел организовать настоящую школу поэтов. На еженедельных собраниях цеха все поэты читали свои произведения, каждое из которых “разбиралось по косточкам” и с точки зрения формальной, и по содержанию. Жестокая по беспристрастности и дружеская критика, несомненно, приносила большую пользу, помогая поэтам “расти”. Издание альманаха “АКМЭ”, где молодые поэты получили возможность впервые напечатать свои произведетия, также необходимо поставить в заслугу Городецкому.
ГЕОРГИЙ ЭРИСТОВ. Журнал “Современник”, № 5, 1962 г. (Канада, Торонто)

И сам Городецкий свидетельствовал:
На втором году работы мы выпустили сборник “АКМЭ”, в обложке Шарлеманя. Центр цеха работал по принципам акмеизма, несколько проверенным и расширенным.
СЕРГЕЙ ГОРОДЕЦКИЙ. Журнал “Книга и революция”, № 2, 1920 г.

В 1921 г., с оккупацией Закавказья Красной Армией, деятельность цеха начала хиреть. Поэты стали разъезжаться, кто вернулся в Россию, кто за границу. После отъезда цех, переименованный в “Тифлисское Отделение Всероссийского Союза Писателей и Поэтов”, возглавил С.Рафалович, но вскоре и он “сбежал” за границу.
ГЕОРГИЙ ЭРИСТОВ Журнал “Современник”, № 5, 1962 г. (Канада, Торонто)

Надо сказать, что Сергей Городецкий переехал в Баку еще в 1919 году, туда же из Тбилиси перебираются Алексей Крученых, Татьяна Вечорка (Толстая), бакинка по происхождению, и “тбилисцы” Юрий Деген, Александр Порошин. Наездами бывает Игорь Терентьев. В Баку оказываются и Велимир Хлебников, и Вячеслав Иванов. А кроме того, художники Сергей Судейкин и Савелий Сорин.

В Баку… литературной жизни до открытия бакинского “Цеха поэтов” не существовало. В “Цехе” соединились опять расколовшиеся в Тифлисе группы, и работа до революции шла интенсивно.
СЕРГЕЙ ГОРОДЕЦКИЙ Журнал “Книга и революция”, № 2, 1920 г.

Советская власть в Баку была установлена 28 апреля 1920 года. Вероятно, именно этот факт С.Городецкий называет “революцией”. Однако “цех” и на этом не прекратил своего существования.

В 20-х годах был организован московский “Цех поэтов”, собиравшийся на квартире А.Антоновской и приютивший поэтов всех тогдашних направлений. Там бывали П.Антокольский, В.Инбер, И.Сельвинский – последние двое вскоре ушли, образовав группу “конструктивистов”. Классиком был у нас Г.Шенгели. Символистов представлял друг Блока Вл.Пяст. “Народников” – талантливый есенинец Александр Ширяевец и Иван Приблудный, акмеистов – М.Зенкевич. Результатом наших собраний был сборник “Стык”, вышедший с предисловиями А.Луначарского и моим.
СЕРГЕЙ ГОРОДЕЦКИЙ, “Жизнь неукротимая”

Сборник “Стык” вышел в 1925 году. Помимо упомянутых Антокольского и Шенгели, в него вошли Адалис, Брюсов, Белый, Луначарский со стихами (помимо предисловия), Пастернак, конструктивист Алексей Чичерин. Под одной обложкой с ними оказались и 9 бывших “тбилисцев”, из них 5 авторов сборника “АКМЭ” – Антокольская, сам Городецкий, Гербстман, Зота, Семейко, выросший к тому времени из бывалых декадентов в начинающего, по его же выражению, “рабочего поэта”, а также Клара Арсенева, Александр Балагин, Татьяна Вечорка, Александр Чачиков. Двое последних откололись в свое время от тифлисского “Цеха” “налево”. Вернемся, однако, в 1919 год.

Поэты “тифлисского цеха” писали сонеты о Свароге, Эросе, Суламите, Санаваллате, Монфоре и о других, столь же близких персонажах.
ИЛЬЯ ЭРЕНБУРГ “Люди, годы, жизни”

Добавим: о Крезе, Элевзинских рощах, Перуне, Валгалле, Ганге, Эриниях, Харитах… Список этот можно увеличить раз в пять. Помимо этого выразительного перечня и неутомимого сонетирования, улыбку могут вызвать и другие признаки неукоснительного следования определенным эстетическим установкам, вплоть до “почвенных” мотивов, увлеченность коими Сергея Городецкого общеизвестна. Тем не менее, сам сборник и ряд авторов, в нем представленных, несомненно, заслуживают внимания.