Зульфия Атои в статье “Жемчужина поэтического ожерелья”

Чудным праздником поэзии, признания в любви и воспевания красоты стал в Худжанде творческий вечер известной поэтессы Таджикистана Зулфии Атои,
собравший под сводами Театра юного зрителя не только представителей творческой интеллигенции нашей области. Поделиться чувствами, рожденными ее поэзией, и умножить радость в кругу друзей приехали известные литераторы, как Мехмон Бахти – председатель Союза писателей Таджикистана, признанные в стране деятели искусства, как Саидкул Билолов – народный артист, Лола Азизова и Ортык Кадыров – заслуженные артисты Таджикистана и другие.
Первый творческий вечер поэтессы, проводимый в рамках подготовки к празднованию 80-летия столицы Таджикистана – Душанбе, неспроста состоялся в Худжанде, издревле известном своими поэтами. Город со своей Сыр-дарьей с юных лет завораживал Зулфию. “В детстве для меня этот город был сказочным, – признается поэтесса. – Я каждый раз стремилась попасть сюда. Мне казалось, что Худжанд должен был быть лазурным…”. Она посвятила немало строк любимому городу, прекрасной реке, подарившей поэтессе массу впечатлений, новых философских мыслей и, конечно же, чудесных женственных строк. Но не была бы она ученицей Мирзо Турсун-заде, рекомендовавшего юную поэтессу в члены Союза писателей Таджикистана в 1979 году, и не стала бы верной подругой-коллегой для Мавджуды Хакимовой, чье дело по изданию республиканского женского журнала “Фируза” сейчас продолжает Зулфия, если бы в творчестве она остановилась лишь на воспевании женской любви и родного края.
Широту диапазона ее тематики, скрывающийся из-за девичьей скромности талант и готовящееся к неожиданному взлету вдохновенье горянки из кишлака Калъаи Азим Ганчинского района, где будущая поэтесса училась складывать в рифмы первые свои мысли, вовремя заметили устоды с мировыми именами. И после окончания филологического факультета ТГУ Зулфия Атои была направлена в Литературный институт имени М.Горького в Москве. Нам, журналистам, приятно, что Зулфия, как и многие другие известные поэты, начинала свою творческую жизнь журналистом: газета “Точикистони Совети”, журнал “Фируза”, а теперь – созданный по ее инициативе новый журнал “Гуфтугу”. Именно как журналист он стала близким человеком для будущих своих героев и читателей, чьи судьбы и откровения с ней легли в основу ее стихов. И не потому ли каждый новый цикл произведений Зулфии – своеобразный рассказ-откровение, раскрытая душа поэта, о котором говорят – у него сердце на ладони. Свидетельство тому – новый сборник стихов Зулфии Атои на русском языке “Весенняя птица”, ставшая прекрасным юбилейным подарком для поклонников таджикской поэзии. “В этой книге вы, несомненно, найдете много того, что созвучно вашим мыслям и чувствам, – пишется в предисловии. – …Искренняя доверительность тона сочетается с глубоким, волнующим лиризмом, воплощенным в яркие, зримые образы. Все, кому дороги такие понятия, как любовь и верность, честность и правдивость, преданность Отчизне и служение народу, воспримут эту необычайно талантливую поэтессу как свою ближайшую единомышленницу”.
А единомышленников у нее – не счесть. И, кажется, поэтесса сама не подозревает об этом. Ведь во многом ее творческая слава состоит в том, что в своих произведениях она смогла воспеть роль женщины, восстановить справедливо образ Женщины – подруги, труженицы, матери, созидательницы:
Голубкой женщина спокойна внешне,
Ну, а внутри – кипенье не унять!
Вмиг вспоминает,
Что она есть –
Мать…
Чтоб мир спокоен был,
не опустела жизнь –
Мир женщины опустошать страшись.

Мы поздравляем нашу Зулфию – Великую Поэтессу, Чудесную Женщину,Заботливую Мать.

В тот вечер букеты цветов клали к ногам Зулфии,
Но прекраснее цветов были всегда ее стихи,
Дорогих подарков не счесть от гостей,
Дороже подарок – признание ее друзей.

газета “Вароруд” №20(108),