Геннадий Попов о творчестве Полины Арнаутовой. Фото поэтессы
О ТВОРЧЕСТВЕ ПОЛИНЫ АРНАУТОВОЙ
Геннадий Попов, лауреат Всероссийской премии им. А.А.ФетаМожет так случиться, что эта – вторая книга стихотворений Полины Арнаутовой выйдет… раньше первой. И это, кроме некоторого сожаления о превратностях судьбы её предыдущей рукописи с эксцентричным названием “Закон бутерброда” (включающей стихотворения и рассказы и уже давно набранной в одном из орловских издательств), тем не менее, наводит на мысль, что сама Полина счастливо окружена тем флером необычности, которая, как правило, сопутствует только личности одаренной. Предваряя её первую книгу, я уже говорил об этом: о её внезапности достаточно уверенного заявления о себе из абсолютного литературного “небытия” (серия публикаций стихотворений и рассказов в Москве и Орле в 1998-2000г.г.), о безусловной самобытности автора, о свежей парадоксальности её творческой манеры, когда определенная отстраненность письма не только не мешает воспринимать реальность, а скорее, наоборот – заставляют почувствовать эту самую реальность острее и не кажется самоцелью.
Известно, что вторая книга – всегда трудное испытание для автора. И если она “сильнее” первой, то это уже серьезная заявка на зрелость. Берусь утверждать, что вторая рукопись стихов Полины – посильнее первой. После жестких редакторских правок и поучений, пришло “второе дыхание”: заработал не менее жесткий саморедактор, появилась уверенность и, соответственно, более высокая степень свободы авторского волеизъявления, раскованность и полет творческой фантазии, чего, впрочем, и в первой книге П.Арнаутовой не занимать.
Комментировать стихи – занятие неблагодарное. Ограничусь только строками некоторых стихотворений из новой книги Полины, обозначенной автором “Под желтым флагом” (надо сказать, символичное для нашего времени названьице, если вспомнить, что желтый флаг вывешивался во время чумы на корабле):
“Я жду тебя, а ты лишь ждешь звонка
И, значит, нам не дотянуть до марта…”
“Упрямые листья пытались взлететь.
Всю ночь до утра: поднимались и падали снова…”
“Я строю свою Пизанскую башню из слов
И мне уже поздно учиться вязать и шить…”
“Глаза в глаза. Присела рядом вечность.
И в ней другая жизнь, другой полет…”
“Минула осень, и нас уже не спасти.
Сорванных ягод сок безутешно-горек….”
Как много сказано уже в первых двух строках каждого из пяти этих стихотворений!
А вот особо приглянувшиеся мне первые строфы других стихов:
“/Вползаю в утро. Явны параллели. / Стрясаю сны с распущенных волос. / Сдались рябины, клены проалели /И стали перепутицей полос./”.;
“”/Видишь, в глине застыли тревожные тонкие руки /И прикрыто лицо от назойливых ищущих глаз. / Это сердце художника пело над медленным кругом, /В плавных линиях грустный мотив оставляя для нас./”;
“/Стучит сквозь сеть конвертовых прорех / Хромающая боль спешащих строчек. / А между нами в новом октябре / Так много перевалов-многоточий./”;
“/Явь отхлестала по щекам: / Окончен маскарад. / Но снятие масок по утрам – /Больнее во сто крат./”;
“/Несколько строк, поцелуй на удачу /Радость в кармане вместо гроша ./Я улыбаюсь так, словно плачу, /Хлебные крошки птицам кроша./”;
“/ Досадная слабость как подпись крестом /Проста – но испачкала в жирное руки. / И я зареклась теперь клясться Христом, / А ты – подлецов принимать на поруки./”
А это, на мой взгляд, целые маленькие поэмы. И в смысловой законченности первых строк и строф лучших, с моей точки зрения, стихотворений Полины Арнаутовой видится мне и естественность её интонаций, и дар предощущения неуловимого, и уже безусловное мастерство, т.е. то, что позволяет говорить о состоявшемся таланте. Тот случай, когда возможные чисто редакторские недовольства вынуждены уступить воле автора. А стихотворение “Старый дом твой изъеден, как ржавчиной, сонными днями…” рискну отнести к ряду самых проникновенных лирических строк современной русской поэзии о нашей горькой российской действительности. Никак не меньше. Воспрепятствовать стать писателем Полине Арнаутовой, полагаю, уже ничто не может: она, как говорится, обречена быть в строю профессионалов слова только тем, что успела написать. Помешать ей быть поэтом первой величины, разумеется, могут, не дай Бог, непредвиденные жизненные обстоятельства и … сама Полина, если все же предпочтет прозу.
Но уже сегодня , убежден в этом, читатели имеют возможность разделить со мной радость, читая эту книгу.
27.05.2001г.