«Амазонка из России». Лу Андреас Саломе.

АМАЗОНКА ИЗ РОССИИ
Лу Андреас Саломе

Она не хотела ни торжественно-лицемерных речей над своей могилой, ни подобающего памятника… На плите, под которой покоится ее прах, нет ни имени, ни дат… Казалось, она стремилась стереть свое имя из памяти истории, не придавая значения тому, кем она была для других. Возможно ли это?
Возможно ли вычеркнуть ее имя из жизни великого Фрейда, с которым ее связывало 25 лет дружбы? Реально ли забыть и то, что другой гений – Ницше предлагал ей руку и сердце? И именно ей посвятил свои стихи великий австрийский поэт Райнер Мария Рильке:

Отрежь язык – я поклянусь губами.
Сломай мне руки – сердцем обниму.
Разбей мне сердце – мозг мой будет биться
Навстречу милосердью твоему.
Да, она всегда была окружена мужчинами. И три составные ее необычного имени – Лу Андреас Саломе – хранят память о тех, кто оставил наиболее важный след в ее судьбе.
ЛУИЗА фон САЛОМЕ

Первым, кто боготворил её со дня рождения и чье имя она носила всю жизнь, был ее отец – генерал Густав фон Саломе. Он богат, сделал неплохую карьеру при дворе Александра II, и его дом, выходящий окнами на Зимний дворец, славился своим гостеприимством и либерализмом. В 1861 году, когда генералу исполнилось 54 года, жена, моложе его на 19 лет, родила, после шести сыновей, долгожданную девочку.
Ее нарекли, как и мать, Луизой. А дома, среди близких и друзей, – Леля, Лелечка. Единственная дочь, младшая в семье, окруженная братьями, любимица отца росла в атмосфере поклонения с самого детства. Братья были ее рыцарями, защитниками и слугами одновременно. А отца она боготворит. С ним устанавливаются удивительные отношения, основанные на полном доверии и восхищении им. Сюда не было входа даже матери.
Это были ее первые поклонники, которые и сформировали ее представление о мужчине – защитнике. Намного позже она скажет: “Весь мир казался мне населенным братьями”, – слова, которые многое объясняют в ее судьбе.
Но ее не только баловали. Она образованна, свободно говорит по-французски и немецки, интересуется революционными идеями. Уже в эти годы она отличается независимым характером, здравостью суждений, рационализмом и одновременно чисто женской импульсивностью, и, конечно же, мужчины, среди которых она живет, прощают ей все.
В 1878 год – Луиза потеряла своего самого верного поклонника, друга и бога – умер ее отец. Несколько месяцев ее не оставляет чувство невосполнимой потери и страх одиночества. Она инстинктивно ищет замену отцу. А в Санкт – Петербурге в это время все говорят о проповедях пастора Гийо. Под впечатлением философско-теологических речей, не имевших ничего общего с традиционными церковными проповедями, она решила написать ему. Ей кажется, что она нашла в нем своего нового кумира, который может заменить ей отца, стать ее духовным наставником. Но ей 17 лет – это возраст, в котором влюбляются. Так постепенно начал вырисовываться образ предпочитаемых ею мужчин. В дальнейшем она всегда испытывала определенную слабость к интеллектуалам.
Вместе с пастором Гийо, тайно от близких, она начинает осваивать азы философии: Руссо и французские моралисты, Кант и особенно любимый ею Спиноза. Пастор Гийо помогает ей разобраться в этих философских премудростях, а Луиза завороженно слушает своего нового “бога”, впитывая его неординарные мысли. Сначала это были занятия по теологии и философии. Затем – глубоко личные беседы. Затем … И пастор Гийо стал первым, кого покорил необычный, живой, склонный к философствованию ум юной ученицы – сорокадвухлетний учитель влюбляется. Импульсивная Луиза рассказывает об этих встречах матери, приводя ее в шок, а пастор, отец двух детей, готов к тому, чтобы развестись и попросить ее руки.
Но она еще не готова к браку или сексуальной близости, пока ей нужен просто друг-поклонник, как ее отец или братья. Разрыв с пастором становится очевидным, что не помешало ей, однако, в своих мемуарах, назвать его своей “первой большой любовью”. Иностранец, он так и не смог правильно произносить уменьшительно- ласковую форму ее имени, заменив ее на Лу. Так благодаря ему Луиза фон Саломе превратилась в Лу Саломе. Для нее начинается новый этап в жизни, в который она входит именно под этим именем:
ЛУ САЛОМЕ
В 1880 году Лу в сопровождении матери едет учиться в Швейцарию. Беседы с пастором Гийо не прошли даром – она становится слушательницей философско-теологического факультета, посещает лекции по истории искусства. К сожалению, у Лу слабые легкие, климат Швейцарии не совсем благоприятен для ее здоровья, и через два года они переезжают в Рим, где входят в круг знакомых Мальвиды фон Мейзенбух. Эта неординарная 65-летняя женщина знавала многих европейских знаменитостей, среди которых Гарибальди, Вагнер, Лист, Герцен. В Риме вокруг нее образовался особый круг интеллектуалов, и среди них – Фридрих Ницше и его друг, молодой философ-моралист – Пауль Рэ. В один из вечеров Пауль Рэ, проиграв в казино, появляется в салоне Мальвиды, чтобы одолжить у нее деньги. Лу сразу же вступает с ним в сверхинтеллектуальную беседу, закончившуюся длительной ночной прогулкой по Риму. И в результате, в очаровательной головке Лу рождается необычный проект создания своеобразной коммуны, куда бы входили молодые люди, желающие продолжить свое образование. Зная о скором отъезде матери и о том, что ей предстоит жить самостоятельно, она предлагает снять дом для нескольких человек, “наполненный книгами и цветами”. Неважно, это мужчины или женщины. Каждому принадлежит своя комната, но есть и общая гостиная для встреч и дебатов. Госпожа Саломе в очередном шоке от идеи дочери, а молодой Рэ прельщен. Остается только найти единомышленников. Он пишет два письма – своему другу Ницше, спрашивая его мнения, и матери Лу, прося руки ее дочери…
Гнев Лу был искренен. Она сказала свое категоричное “нет”: она не может стать его женой, она хочет быть только его другом. У Рэ нет выхода. Чтобы остаться с ней, он должен принять ее жизненные принципы, и в течение последующих лет он так и останется рядом, не претендуя на роль мужа или любовника. Весь мир по-прежнему пока кажется ей неселенным братьями.
В этом же 1882 году она знакомится с Ницше. Знаменитая встреча, состоявшаяся в Риме, в соборе Святого Петра, во время которой Ницше спросил: “Какие звезды направляли нашу встречу?”. Он удивлен одаренностью “этой молодой русской”, поражен ее философским складом ума и покорен ее женственностью. Ему кажется, что наконец-то он встретил свой идеал.
Так родилась эта “троица” с их излияниями чувств и философскими дуэлями, с чтением и обсуждением своих первых литературных проб, путешествиями и перепиской. Лу по-прежнему мечтает об отношениях, основанных на духовной близости, а Ницше, сначала через Рэ, делает ей первое, а чуть позже, лично, повторное предложение. И опять отказ. Вместо любви обоим поклонникам она предлагает свою дружбу, без всякого намека на интимную близость. Размышления Лу по этому поводу в дальнейшем лягут в основу ее философского трактата “Опыт дружбы”.
Все остальные, даже Мальвида, относятся к их проекту жизни втроем с иронией и долей скептицизма. Слишком много отрицательных клише навешивало общество в то время на незамужнюю женщину. Но своенравная Лу безразлична к общественному мнению. Дабы избежать ненужных подозрений, она знакомится с матерью Пауля Ре и с сестрой Ницше – Элизабет. Чуть позже, в память об их проекте они фотографируются. Уникальная фотография, представляющая современникам знаменитую “троицу”. На первом плане Пауль Рэ и Фридрих Ницше, запряженные в повозку, в которой сидит Лу, в одной руке у нее вожжи, а в другой кнут, которым она погоняет двух философов. В этот период Лу – 21 год, Рэ – 32, а Ницше – 38. Группа снята на фоне одной из Альпийских вершин с названием Юнгфрау (в переводе с немецкого – девушка, девственница), словно символизирующим неприступность Лу, в которую не все верили. Но это была правда, а ее сексуальность, о которой так много пишут, проявится значительно позже.
Идея композиции принадлежит Ницше, который в тот момент, конечно же, не догадывался о том, что эта забавная фотография вызовет ярость сестры и послужит поводом для его разрыва с Лу. Ревнуя брата, Элизабет ставит ультиматум: его семья или Лу. Ницше выбирает Лу, но это никак не повляло на его отношения с избранницей. Они становятся все более сложными. Забыв об “истинной дружбе” и их проекте, он чисто по-мужски ревнует ее к Рэ. В это же время Элизабет пишет Лу злобное письмо, настраивает против нее всех друзей, и наша идеалистка благородно уходит в сторону.
Итак, это был крах ее утопического проекта, основанного на идеальной дружбе между мужчиной и женщиной, разбившегося о такие банальные вещи, как непонимание, ревность. Но Лу оптимистична – жизнь продолжается.
В 1884 году она начинает работать над своим первым романом. Пока для нее это только времяпрепровождение, проба сил. Рядом с ней остался влюбленный Пауль Рэ, которого она по-прежнему воспринимает как друга, не более. А он… он готов ждать, задавая себе вопрос: кому и когда она уступит? Он глубоко обижен, узнав, что Лу выходит замуж. Она пытается объяснить ему, что ничего не изменится в их отношениях – они по-прежнему друзья, но разве этого ждал от нее влюбленный мужчина? Он погибнет в горах, при странных обстоятельствах, напоминающих самоубийство.
А Лу действительно собирается замуж. В 1887 году она познакомилась с Фридрихом Карлом Андреасом – профессором университета, специалистом по восточным языкам. Родившись и проведя детство на Яве, впитав в себя две культуры – западно-европейскую и восточную, он был сделан из другого материала, нежели ее предыдущие воздыхатели. Предложив ей руку и сердце и видя, что она продолжает держать его на дистанции, он, у нее на глазах, вонзил себе в грудь нож. История была замята, а Лу неожиданно принимает его предложение и превращается в Лу Андреас-Саломе. Но молодого супруга ждет сюрприз.
Лу сразу же после свадьбы объявила мужу, что не хочет иметь детей, следовательно, и интимные отношения ни к чему. Что толкнуло ее на этот шаг по отношению к Андреасу? Шантаж с самоубийством? Пятнадцать лет разницы в возрасте, напоминающие ей о пасторе Гийо? Разочарование в мужчинах после краха ее проекта об интеллектуальной коммуне? Отсутствие эротизма с его стороны или ее новые идеи, направленные против лицемерия, господствующего в семейных отношениях в то время? Она обогнала свою эпоху, выдвинув тезисы о том, что у женщины тоже есть право выбора, что женщина, как и мужчина, должна любить и испытывать оргазм, что ребенок должен быть осознан и желанен в семье. Эти и многие другие идеи в дальнейшем лягут в основу ее книги “Эротика”, ставшей в свое время бестселлером.
Андреас соглашается со всем, в надежде, что со временем она изменится. Но не тут-то было! В течение сорока трех лет, прожитых вместе, она ни разу не уступила ему. По крайней мере, так утверждают все ее биографы, тщательно изучавшие ее дневники, личные документы, переписку с ближайшими друзьями.
Ее сексуальность, которой она так долго пренебрегала, разбудил Георг Ледебур – политический деятель, один из основателей социал-демократической партии Германии.
Они познакомились в 1892 году в Берлине. Сначала она пыталась сопротивляться незнакомым ей ощущениям, но его обаяние, сердечность и нежность победили. Лу покорена его мужской твердостью характера и необычайной чувствительностью, позволившей ему проникнуть в ее, тщательно скрываемую от всех, тайну. Однажды, он сказал ей – замужней даме: “Вы не женщина, вы еще девушка”.
Благодаря ему, она наконец научилась жить полноценной жизнью, интеллектуальной и сексуальной. Андреас в гневе, устраивает сцены и, как всегда, его основным оружием были слезы и нож. Своеобразный шантаж, которым он хотел подчинить сильную натуру Лу, на этот раз ничего на дал. Она впервые подымает вопрос о разводе, Андреас – против. Назревал труднорешаемый конфликт, как с Андреасом, так и с Ледебуром, который любит Лу и не хочет оставаться на вторых ролях.
И тогда независимая Лу бросает их обоих и в начале 1894 года уезжает в Париж. Но отказавшись от развода, она оставляет себе право на интеллектуальную и сексуальную свободу.
В ней наконец проснулась женщина – импульсивная, сексуальная, эмоциональная. Не обращая внимания на своего законного супруга, она знакомится с иными мужчинами, многие из которых стали ее любовниками. Итак, она была далеко не фригидна, как можно было бы предположить. Просто пришло время любить.
По ее флиртам и любовным связям в течение десяти лет можно изучать географию Европы. В Берлине она познакомилась Георгом Ледебуром; в Париже ее любовником становится Франк Ведкинд; Ричард Бир-Хофман – в Вене; доктор Савелий из России; профессор медицины Пинелес из Венского университета, искренне хотевший на ней жениться. Но Лу не помышляла о разводе и всегда первой бросала своего очередного поклонника. В конце 90-ых годов она уже достаточно известна в литературном мире. Лу Андреас-Саломе – автор философского трактата “В поиске Бога”, книг, посвященных Ф. Ницше и Г.Ибсену, повестей “Руфь” и “Фенечка”. И именно в этот период в ее жизни появляется Райнер Мария Рильке.
Май 1897 года. Театральная ложа, Лу с несколькими друзьями смотрит новую постановку. Среди них и Рильке, который хочет понакомиться с уже известной писательницей. После спектакля все вместе ужинают в ресторане. Она – умудренная опытом тридцатипятилетняя женщина, он – начинающий поэт, которому 21 год. Чувства, вспыхнувшие в их душах спустя некоторое время после этой встречи, были взаимны, неожиданны, страстны, неконтролируемы. Кем она стала в жизни молодого поэта? По словам Фрейда, Лу была для него “одновременно музой и внимательной матерью”. Нереализованный материнский инстинкт или нереализованная в юности первая романтическая любовь? В любом случае эта связь оставила неизгладимый след, как в его, так и в ее судьбе. Именно ему, и никому более, она показала страну своего детства – Россию. Благодаря ей происходит становление Рильке как поэта, окунувшегося в глубоко психологическую культуру Достоевского, Репина, Толстого, с которыми он встречался в 1899 и 1900 годах. Она организовывает путешествие по Волге, знакомит его с Москвой, Петербургом, Киевом. Все это в дальнейшем вдохновит Лу на создание одного из самых известных ее романов “Родинка”.
Россия объединила их, стала их общей любовью. Вспоминая об этом, Рильке напишет: “Без этой женщины я никогда не смог бы найти свой жизненный путь”. Вдохновленный знакомством с русской культурой, он продолжит: “Чем я обязан России? Она сделала из меня то, что я есть…”, – и именно Лу стала для него олицетворением России.
А Лу, она уже давно не ищет чисто духовной связи. Но с Рильке она впервые поняла, что такое настоящая любовь, основанная на физической близости и духовном единстве… Их связь продлилась четыре года. Возможно, это была лишь иллюзия счастья, о котором она мечтала… Возможно, она не хотела стареть в его глахах, но в конце 1900 года она расстается с поэтом. Уходит, как всегда, первая…
Последующие годы были полны творческих замыслов и импровизаций на самые различные темы: иудаизм, женщина в обществе, эротика и, как ни странно, материнство и детство. В 1909 году, перед новогодними праздниками, появляются несколько историй для детей на рождественскую тематику.
Откуда этот интерес у нее, признававшейся в молодости в нежелании иметь детей? Материнский инстинкт, заложенный природой в каждой женщине? А может быть, она начала понимать, насколько была жестока с Андреасом, лишив его семейного счастья? И конечно, это она спровоцировала его связь с их служанкой, которая в 1905 году родила от него девочку. Реакция Лу на это событие, как всегда, неординарна. Она оставляет ребенка дома и с интересом наблюдает за Андреасом, ухаживающим за своей дочерью. В ней просыпался психоаналитик. Через несколько лет она удочерит девочку, и именно малышка Мари – внебрачная дочь Андреаса, будет рядом с ней все последующие годы, ухаживая и искренне любя ее до последних минут жизни Лу.
1911год – ей исполнилось 50. В этом году она познакомилась с Фрейдом… Что это было? Дружба на грани с любовью или любовь на грани с дружбой… Дружба длиной в четверть века. Лу все больше интересует психоанализ, и именно в эти дни она напишет: “Когда я возвращаюсь к моему прошлому, у меня появляется ощущение, что я жила в ожидании психоанализа с самого детства”. Общение друг с другом становится необходимым элементом в их жизни, а письма порой были продолжением неоконченного накануне диалога.Их интересует все: начавшаяся война 1914 года, вопросы религии, женская сексуальность, психоанализ, искусство. Казалось, Лу наконец осуществила свой жизненный принцип. Ее отношения с Фрейдом строятся на глубоком взаимопонимании, восхищении друг другом, интеллектуальной и духовной близости. Она реализовала то, о чем мечтала с Рэ и Ницше. Но в отличие от них, Фрейд ничего не ждал от нее и ничего не тебовал взамен. Она ценила в нем первооткрывателя психоанализа. Он видел в ней исключительную женщину, талантливую писательницу, не забывая при этом, что она русская, с типичным для них самокопанием. Кстати, это очень помогло ей в освоении психоанализа, и в результате нашумевшая книга “Эротика” выдержала в Европе пять переизданий. На основе наблюдений за детьми, она начинает работу над учебником о детской психике, задуманном в соавторстве с Анной Фрейд.
А с 1914 года она начинает работать с больными – сначала эпизодически, под контролем Фрейда, а затем и самостоятельно. В этот период психоанализ становится ее основной страстью, заставившей Лу отвлечься от художественной литературы и от поклонников. Она много работает с пациентами и пишет умные и интересные статьи, посвященные психоанализу.
Но и они, ее мужчины, не забывали о ней. Рядом оставались и её платонический муж, и Рейнер Мария Рильке, превратившийся после нескольких лет молчания в близкого друга, и новый поклонник – Эрнст Пфайфер. Ее мир всегда был населен братьями.
5 февраля, 1937 год… Она не хотела ни торжественно-лицемерных речей над своей могилой, ни подобающего памятника… На плите, под которой покоится ее прах, нет ни имени, ни дат… Казалось, она стремилась стереть свое имя из памяти истории, не придавая значения тому, кем она была для других. Возможно ли это?

Наталья Стронгина